Под зонтиком IT
публикация - 2024-02-29 cоздание - 2017-11-11 - из архива
Адаптивная модель управления бизнесом
Переход к адаптивной модели управления бизнесом у себя и своего клиента – это вершина, к которой должна постоянно стремиться IT.
«Адаптивный бизнес» – это бизнес, который максимально быстро и качественно реагирует на внешние и внутренние изменения. Во главе угла – СКОРОСТЬ и КАЧЕСТВО реакции на изменения. Здесь надо понимать одну простую истину: скорость реакции определяется «барьерами» в учетных и управленческих информационных потоках. Максимальная скорость достигается минимизацией горизонтальных и вертикальных барьеров в организационной и информационной структуре бизнеса.
Видение перехода к адаптивной модели управления бизнесом. На текущий момент для многих оно может показаться фантазией, но именно с фантазии начинается любое видение.
Информационная структура является продолжением организационной структуры управления бизнесом. Можно и наоборот, но на практике… При формировании видения цифровой трансформации «IT клиента» необходимо отталкиваться от структуры управления бизнесом.
Повторение мать учения. Принципиально существует две модели управления бизнесом: традиционная вертикально - интегрированная и перспективная горизонтально - интегрированная:
Вертикально - интегрированная система управления характеризуется иерархичной структурой со множеством уровней управления. В такой структуре много вертикальных и горизонтальный барьеров, что не позволяет реализовать потенциал современных информационных технологий в части скорости реакции на изменения. Многочисленные уровни являются препятствием к свободному информационному потоку как в части учета данных, так и в части управленческих решений. Отсюда - низкая прозрачность и скорость реакции.
Горизонтально - интегрированная система управления представляет собой управление вдоль материального потока создания ценности. Вертикальные уровни минимизированы. На уровне исполнителей реализована сетевая ячеистая структура: самоуправляемые ячейки, связь между которыми обусловлена логикой производства. Минимизация горизонтальных барьеров осуществляется сквозным управлением вдоль всего производственного потока.
Вертикальная система управления в условиях слабо развитого информационного пространства в свое время была оптимальным решением. Да, слабая прозрачность, низкая скорость реакции на изменения, но приемлемая управляемость. Так было у всех. Равные конкурентные возможности.
С развитием информационных технологий передовые бизнес - компании начинают осознавать новые возможности в части совершенствования структуры управления. Они начали реализовывать, где-то осознанно, а где-то интуитивно, поэтапную трансформацию вертикальной системы управления на горизонтальную, тем самым воплощая в жизнь новые конкурентные преимущества: у «передовиков» появилась возможность консолидировать / укрупнять бизнес с профильным функционалом, развивать инсорсинг / аутсорсинг сервисных служб, выводить непрофильные функции из состава основных, снижать уровни управления в профильном бизнесе, внедрять самоуправляемые команды на уровне исполнителей, реализовывать сквозное управление по процессам… Это позволяет им максимально реализовать потенциал информационных технологий в части коммуникации, автоматизации, оптимизации и прогнозирования.
Достижения «передовых» бизнес - компаний стимулируют «отстающих» предпринимать те же шаги. Хотят они этого или нет, наступает новая реальность, чтобы удержаться наплаву приходится заниматься непопулярными реформами.
Горизонтальная структура управления бизнесом позволяет реализовать в полной мере функционал современных информационных технологий и как следствие, «адаптивный бизнес». Именно её целесообразно брать за базу в качестве разработки стратегии цифровой трансформации. Что это означает с точки зрения информационных потоков: учетных и управленческих?
Учетная информация поступает в «единый» мозговой центр – вычислительный центр / сервер, который формирует управленческую информацию. В горизонтальной системе управления базовые процессы «планирование», «исполнение», «контроль исполнения», «коррекция / корректирующие действия» идут вдоль потока создания ценности. Соответственно, информационные учётные и управленческие потоки максимально реализуются на информационном уровне «максимально-прилегающим» к потоку. Детально это можно представить так:
- Планирование в условиях горизонтальной структуры управления централизовано. Это позволяет организовать сквозное быстрое перепланирование всего потока при внешних и внутренних возмущениях с учетом текущей ситуации и стратегических целей компании на требуемый период времени: оперативный, среднесрочный, долгосрочный, тем самым реализуя гибкое планирование: кanban + agile. Что это нам дает? С точки зрения конкурентоспособности – скорость адаптации. С точки зрения управления - автоматизацию целеполагания - KPI путем формирования актуальных сменно-суточных заданий, или ССЗ, для каждого работника компании, каждого агрегата в зависимости от стратегических целей и… текущего состояния. У каждого работника и агрегата своя актуальная цель. Видение цифровой трансформации в части планирования – единая автоматизированная сквозная система планирования, поток персональных актуальных ССЗ/KPI.
- Исполнение в горизонтальной системе управления максимально делегировано на уровень самоуправляемых производственных команд, в которых реализован встроенный контроль и помощь при исполнении ССЗ/KPI: scrum. Качество исполнения ССЗ/KPI реализуется путем внедрения стандартизированной работы вплоть до уровня действий или повышением уровня автоматизации. Стандарты в совокупности с ССЗ/KPI должны отвечать на вопрос: КТО, ЧТО, КАК, ГДЕ и КОГДА должен делать. С точки зрения видения цифровой трансформации НСИ должна включать в себя нормирование вплоть до стандартизации действий. Сквозное детальное унифицированное нормирование, что без автоматизации умственного труда сделать проблематично. Отсюда внедрение big data.
- Контроль исполнения в условиях, когда у каждого работника, агрегата есть актуальные ССЗ/KPI, подразумевает сопоставление цель - факт: у каждого ССЗ/KPI должно быть фактическое значение. С точки зрения видения цифровой трансформации – у каждого CCЗ/KPI должен быть факт, что позволяет реализовать оперативный сквозной контроль исполнения.
- Корректирующие действия возникают тогда, когда есть отклонение от ССЗ/KPI. У каждого отклонения есть причина. Исключение причины отклонения находит свое отражение в улучшение нормативов и стандартов. Параметров НСИ. Так осуществляется постоянное развитие процессов управления и исполнения. С точки зрения видения информационного развития – на каждое отклонение должна быть реакция: либо улучшение нормативов и стандартов, либо обучение, либо наказание. В этом помогает сквозной анализ с помощью big data.
А что в сухом остатке?
- Структура информационного пространства горизонтальная: учет – датчики +АСУТП + АРМ, управление потоком PLM/PDM, ERP/SCM, APS/MES трансформируется в единую автоматизированную систему управления бизнесом. Единый мозговой центр – сервер управления всеми объектами потоков создания ценности компании, в котором реализовано централизованное планирование, сквозной контроль исполнения, адаптация НСИ с помощью инструментариев BIG DATA.
Вся исходная информация будет собираться в едином хранилище данных в нормализованной/стандартизированной форме, позволяющей реализовать автоматическое планирование, контроль исполнения, анализ причин отклонений, формирование и корректировку «цифровых двойников» объектов потока, необходимых для определения оптимальных параметров НСИ. Отсюда понятие стандартизированная шина данных и сквозное НСИ.
- Вся нормативно - справочная информация вплоть до нормативов исполнения для планирования, исполнения, контроля исполнения, корректирующих действий будет находиться в единой унифицированной НСИ.
- Скорость реакции будет достигаться путем перепланирования всего потока при возникновении внутренних и внешних неплановых изменений, а также при корректировке стратегических целей, что обеспечит максимальную адаптацию бизнеса.
- Непосредственное планирование будет осуществляться на базе единой расчетной модели – «автоматизированного сквозного графикователя»: на оперативный, среднесрочный, долгосрочный период. Это позволит существенно повысить скорость и качество планирования и организовать динамическую оптимизацию управления имеющимися ресурсами в компании. «Автоматизированный сквозной графикователь» позволит налету определять оптимальные сценарии производства заказов в зависимости от EBITDA сценария при заданных ограничениях… Тем самым реализуя высокий уровень адаптивности бизнеса.
Результатом планирования является поток актуальных ССЗ/KPI, выдаваемый на уровень исполнения.
- Неплановые возмущения идентифицируется путем сопоставления ССЗ/KPI с фактическим значением, что позволяет определить конкретный процесс, где произошло отклонение.
- Отклонение от CCЗ/KPI подвергается автоматизированному причинно - следственному анализу, корректировкой «цифровых двойников» объектов потока, актуализацией НСИ, что реализует принцип самонастройки системы управления. Это еще один существенный вклад в повышение уровня адаптации бизнеса.
ssman.ru - люди сильные духом +
количество посещений=67603