С каждым новым проектом мы движемся к совершенству
публикация - 2018-09-05 cоздание - 2018-08-30
Методология «Стандартизированной работы» - Напиши, как сделать. Сделай, как написа
Мы уже привыкли работать по общезаводским стандартам, которые регулируют деятельность предприятия. Это рабочие инструкции техпроцессы, стандарты; методологические документы, они общие для различных подразделений предприятия. Зачастую они недостаточно детализированы, и из-за этого отдельные операции выполняются по-разному. Как результат — один человек выполняет операцию быстрее, другой — качественнее, а у третьего минимальный расход инструмента. Чтобы такого не происходило, стандарты нужно детализировать вплоть до простейших действий с учётом лучших практик. Поможет в этом инструмент «Стандартизированная работа».
«Стандартизированная работа» позволяет перенести на бумагу лучшие практики для использования на конкретных местах. Мы разделяем результаты «Стандартизированной работы» на стандарты Действий (непосредственное выполнение работ), Взаимодействий (правила совместной деятельности), Стандарты рабочего пространства (5С, Визуализация и т.д.). «Стандартизированная работа» для руководителя — инструмент управления, который даёт гарантию того, что задачи будут выполнены с необходимым результатом и в процессе работы у исполнителей не возникнет проблем.
Стандартизировать работу — значит выявить наилучший порядок выполнения действий, который позволит достичь результата качественно, в срок и гарантируя безопасность самого исполнителя. Проще говоря, речь идет о создании пошаговой инструкции по работе на конкретном рабочем месте. Этой инструкции должны следовать как новички, так и опытные сотрудники. Философия стандартизированной работы «Напиши, как сделать. Сделай, как написал».
Чтобы создать стандарт, необходимо выполнить основные шаги:
1. Определяем объект стандартизации. Стандартизировать можно как как основные (производственные, добавляющие ценность продукции) так и вспомогательные (обслуживание, подготовка, наладка, наверка, логистика и т.д.) операции/действия.
Важно: это должны быть операции, по которым есть проблемы (например, в области безопасности, качества, производительности, расхода материалов, взаимодействия и т.д.) и/или которые мы хотим улучшить (например, сокращение длительности выполнения операции). Нет смысла стандартизировать то, что нас устраивает — это потеря ресурсов.
Если проблемных операций много — пишем список. Желательно установить плановые даты разработки для определения приоритетов очередности разработки.
2. Определяем команду разработки. Стандарт должны разрабатывать те, кто его потом будет исполнять. Конечно, должен быть лидер/организатор с соответствующей зоной ответственности. Должны быть эксперты (непосредственные исполнители знающие нюансы выполнения). Могут быть консультанты — персонал, который понимает процесс, является его потребителем или заказчиком, может помочь в каких-то вопросах. Может быть оформитель — специалист, который умеет правильно написать и оформить, знает правила работы с документами. Функции могут быть совмещены. Например, роль оформителя может взять на себя лидер.
Важно: должна быть именно команда (3-7 человек), а ещё лучше бригада, для которой каждая операция — это часть совместного труда.
3. Непосредственная разработка стандарта. Есть два пути. Первый. Собрались все вместе за столом и стараемся написать, как собираемся выполнять определенные действия. Подходит для работ, которые ещё не делали ни разу или делаем крайне редко. Недостаток — низкая детализация описания, что-то забыли написать.
Второй путь. Собрались 2-3 человека и идём на рабочее место. Первый (эксперт) выполняет операцию и очень детально её проговаривает. Скорость выполнения операции при этом не важна. Важна точность описания. Второй человек всё это записывает на бумагу, ещё лучше — на диктофон, а ещё лучше — делает видеозапись. Подходит для часто выполняемых работ. Недостаток — другие эксперты могут делать туже операцию по-другому и требуется поиск лучшей последовательности действий. Если трудно описать какие-либо действия или положение рук/заготовок/инструмента/оборудования в пространстве, то можно сделать фото.
Как результат по обоим путям разработки стандартов — есть последовательность выполнения операции с определенной степенью детализации. В электронном виде или бумажном.
4.Обкатка — последовательность. Выполняем операцию в рабочем режиме. Желательно, чтобы это был не тот же эксперт, который принимал активное участие в разработке стандарта, а сидевший неподалеку и внимательно впитывавший информацию. Новичок, работник с самым маленьким опытом. Или наоборот, самый опытный рабочий из команды. Важно, что другой.
Он выполняет, а ещё один член команды тщательно наблюдает за его действиями и сравнивает с установленной последовательностью. С вероятностью 80% последовательность действий соблюдена не будет. Необходимо обсуждение в команде «другого» опыта. Без нервов. Если требуется внесения изменений — внесли. И так до тех пор, пока лучшая комбинация последовательности действий будет всеми принята за правило. Надо понимать, что стандартизация конкретного действия — это отличное решение по передаче опыта.
5. Обкатка — длительность. Выполняем операцию на время. Лучше, чтобы все эксперты выполнили её по 3-4 раза. При выполнении засекаем (и записываем) время каждого действия. Фиксируем лучшее и среднее время по каждому эксперту и по всем. Рекомендуется в стандарте фиксировать среднее время выполнения отдельных действий и операции целиком. Но в любом случае, решение принимает лидер.
6. Оформление. Лучшая последовательность действий по выполнению операции, длительность выполнения и фото важных моментов у нас есть. Пора оформлять документ. Можно взять стандартный бланк КСО (карты стандартных операций). Только оформление занять много времени не должно. Не забываем записать вспомогательные и контрольные инструменты (если используем во время операции), требования по использованию средств защиты. В разработчики записываем всю команду.
7. Утверждение и введение в действие. Документ распечатали, все подписали, лидер утвердил. Оригинал остался у лидера (или отдали его на хранение руководителю). Копию желательно заламинировать и вывесить прямо на рабочее место. Персонал, который не вошел в команду разработки, но тоже выполняет данную операцию и новый персонал обучаем работать по стандарту (наставник показывает и контролирует) и ознакамливаем через лист ознакомления.
8. Контроль и совершенствование. Периодически необходимо наблюдать за исполнением стандарта. Это может делать как лидер (в бригаде — бригадир), мастер (руководитель), так и контролёр ОТК. Именно наблюдать! Наблюдать для выявления новых приемов работы и, если новые приемы улучшают процесс, внесения изменений в стандарт. Изменения вносятся также по результатам выявленных дефектов в изготавливаемой продукции или отклонениях других показателей процесса. Ими (изменениями) должны оканчиваться любые корректирующие действия, направленные на устранение причин дефектов или мероприятия по совершенствованию.
9. Обновление списка проблем. Повторение первого пункта не реже 1-2 раза в квартал. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=2107