Записки непутевого менеджера
публикация - 2017-11-12 cоздание - 2009-01-21 - из архива
Что такое производственные отношения?
«Относись к своим работникам как к партнерам, и они будут вести себя как партнеры». Фред Ален, американский литератор.
Когда возникли производственные отношения? Наверное, еще тогда когда люди вместе на мамонтов ходили. История производственных отношений – это история человечества. Естественно, что различным периодам в истории по мере развития соответствовали определенные производственные отношения. Сегодня уместно говорить об эффективности либо неэффективности производственных отношений в текущих условиях.
Что значит эффективные производственные отношения? Приведу несколько примеров:
- Япония: производственные отношения построены по принципу клиент-поставщик. Клиент диктует свои условия поставщику, поставщик старается удовлетворить потребности клиента. Производство построено от конечного потребителя до конечных внешних поставщиков. Продвижение продукта через производственную цепочку претерпевает ряд изменений, которые повышают ценность продукта. Если поставщик передает на следующее звено товар с браком или не в срок, то это расценивается как проблема, и система построена таким образом, что такая проблема оперативно решалась. В результате встроенный контроль, встроенное качество, минимальные издержки, максимальное удовлетворение клиента на всех переделах. Производственные отношения, построенные не по принципу клиент-поставщик, считаются неэффективными.
- Норвегия (завод «Элкем Листа», наши консультанты) максимально используют японскую концепцию построения производственных отношений. Кроме того, повсеместно применяют командную организацию труда как форму
эффективных производственных отношений. Командная организация труда позволяет также как и в концепции клиент-поставщик реализовать встроенный контроль и встроенное качество.
- Россия (и не только): в силу специфики развития страны сформировались специфические производственные отношения, в основе которых лежит вертикальная организация труда: есть командиры (пастухи), а есть работники. Работа предприятия управлялась с помощью государственных планов, как таковой задачи по снижению издержек не ставилась, также не ставилась задача по повышению уровня конкурентоспособности. Все было направлено на выполнение госпланов. В результате родились структуры с огромным контрольным управленческим аппаратом, не способные выживать в условиях рынка. Кстати, прошло уже достаточно много времени после перестройки, а мало что изменилось.
Если воспользоваться опытом лучших компаний, можно выделить три основных вида эффективных производственных отношений:
- командная работа – взаимоконтроль, встроенное качество, безопасность труда, мотивация;
- клиент-поставщик – встроенный контроль, встроенное качество, ориентированность на удовлетворении потребностей клиента;
- поток создания ценности - производство качественной продукции с минимумом издержек.
Все очень просто в понимании, но очень сложно в реализации. Внедрение каждой из этих форм применительно к Российской промышленности по сути является маленькой революцией в головах работников предприятий. Но если вы хотите выжить в условиях рынка, то необходимо внедрять рассматриваемые формы производственных отношений как бы тяжело не было. Внедрение командной работы требует отхода от командно-административной системы, минимизации начальников, переход от руководства к помощи, делегирование ответственности на нижние уровни.
Вы все поняли? Если нет, то попробую зайти с другой стороны. Как-то наш директор поставил на очередном тренинге задачу: «Определите по три формы эффективных и неэффективных производственных отношений». И вот что получилось:
-эффективные производственные отношения: горизонтальная структура управления, отношения «клиент-постащик», низкие затраты на качество;
- неэффективные производственные отношения: забастовка, бесконечные совещания, наличие отчетов.
Что касается неэффективных взаимоотношений. По забастовке понятно. По совещаниям. Когда люди бесконечно совещаются по два – три раза на дню это говорит о том, что либо у них очень много проблем, либо им просто делать нечего, вот и ходят на совещания показать свою занятость. Если у вас появилась проблема, ее решение должно быть встроено в производственную систему. Иначе вы будете постоянно гасить пожары. Что касается отчетов, то вот это муда так муда. Разберем случай. У вас появилась проблема и вы несете определенную ответственность за ее решение. Вы начинаете думать, анализировать, применять какие-то корректирующие воздействия. Но вот вопрос, что является результатом этой работы. Если результат работы – это решение проблемы, то никаких отчетов здесь не нужно и так все видно. А если результата нет…, то появляется отчет. Ведь надо же как-то «списать» потраченное время, пускай даже эффект не достигнут. Т.е. отчет - это отписка перед вышестоящими, а по сути признание безрезультативности своей работы. Вопрос: «Скажите сколько у вас отчетов, а я скажу какая у вас производственная система». Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=186724