Идеология порядка
публикация - 2022-02-21 cоздание - 2014-04-20 - из архива
Важность идеологии в развитии ч.4
Если ли у вас стратегия? Или вы считаете, что она у вас есть?
Прежде чем говорить о стратегии, необходимо оторваться от рутины, окунуться в историю и попытаться осмыслить ее под разными углами: политика, экономика, религия... Осмысление даст «точку опоры», которая станет основой для стратегического видения.
Про политику не хочу говорить, по крайней мере, сейчас. Есть интернет. Информации много. «Незашоренный взгляд» позволяет понять интересы основных игроков и составить свое мнение. Я хочу остановиться на макроэкономике, которая, впрочем, очень сильно связана с политикой.
То, о чем я хочу рассказать — это моя интерпретация событий не более. Я ее уже рассматривал в самом начале книги, но сейчас хочу подойти с другой стороны.
Прогнозирование будущего
Иногда везет. В 2007 году учился в высшей школе бизнеса при МГУ им. Ломоносова. На первом курсе перед нами выступали ведущие специалисты России. Бывают такие моменты, когда «одно к одному». Надеюсь, вы меня понимаете. С 1997 года серьезно занимался системным анализом применительно к техническим системам. Получил некие навыки статистического моделирования производственных процессов. И вот на МВА один из преподавателей возбудил у меня интерес к макроэкономике. У меня появилось желание применить навыки прогнозирования к макроэкономическим параметрам. В первую очередь - прогнозирование цен на сырье, энергию, продукцию, курсы валют… Мотивация на тот момент была простая: знание будущего позволяет эффективно встроиться в него. Сделал прогнозную модель с привязкой к макроэкономическим индексам, вроде бы все стало биться: в 2007, в 2008, а в 2009 с приходом кризиса, модель вдруг разъехалась. Оказывается, не все учел. Включил не все упреждающие параметры. Начал искать первопричины. И тут началось. Пришлось серьезно окунуться в историю. Не поверите, поиски привели аж к ветхому завету. Порой даже закрадывались мысли о мировом правительстве и некоем заговоре. Но так бывает всегда, когда ищешь. Предполагаешь самые различные гипотезы, а потом их проверяешь. В ходе поиска потихоньку стали вязаться концы с концами. Прогнозная модель стала биться. То, к чему пришел, в корне отличалось от моего первоначального видения. Когда я пытался построить прогнозную модель на исходной информации в коротком промежутке времени, она всегда оказывалась неустойчивой. Но как только я расширял горизонты, стабильность модели существенно повышалась. Хотя стоит отметить, что по усреднённым показателям. Мгновенные значения спрогнозировать оказалось сложно. Они сильно зависит от «поведения толпы». Хотя подходы по моделированию для этого случая есть. Специалисты по множественному статистическому анализу поймут меня. Так вот, разбирая причинно-следственные связи для получения стабильной прогнозной модели, пришел к интересным выводам. О них я уже писал выше, но повторюсь.
- Характер развития мировой экономики определяется динамикой численности народонаселения. На больших промежутках времени – она объективна. Не зависит от нашего мнения. Определяется стимулами человека к удовлетворению своих потребностей. Помните последовательность: проблема выживания – объединение в социумы - повышение уровня коммуникации – новые технологии – решение проблемы выживания. Эта последовательность отражалось на численности народонаселения: снижение смертности от холода, голода, конфликтов – рост рождаемости – снижение смертности детей – снижение смертности стариков – снижение рождаемости – снижение численности. Сначала рост народонаселения, сейчас замедление темпов роста, в перспективе снижение роста.
- Мы живем в условиях, когда численность развитых стран без иммигрантов уже стала снижаться, мировой рост поддерживается за счет развивающихся стан, но это ненадолго.
- Соответственно, если раньше рост спроса определялся ростом народонаселения, то в условия снижения его темпов, все созданные социальные, финансовые и экономические институты перестают эффективно работать. Возрастает конкуренция за существующие ресурсы.
А отсюда выводы, про которые опят таки я писал ранее:
- Счастья больше не будет, мы входим в жесткий конкурентный рынок: темпы устойчивого роста спроса объективно снижаются, соответственно возрастает борьба за имеющиеся рынки сбыта.
- В условиях усиливающейся конкуренции, рынки будут себя вести очень неустойчиво: вверх-вниз, вверх-вниз с периодом 6-8 лет, со значительной амплитудой, что потребует повышении адаптации бизнеса к таким колебаниям.
- Выживет тот, кто умеет быстро приспосабливаться к изменениям: уметь на росте рынков быстро раскручивать производство, на спаде – перераспределять имеющиеся рынки в свою пользу за счет лучшей конкурентоспособности.
Исходя из этого, можно систематизировать направления стратегического развития бизнеса.
Стратегия №1: Развитие действующих конкурентных преимуществ
У нас есть конкурентные преимущества. Они нам позволяют быть «чуть чуть» лучше, чем наши конкуренты. На спаде рынков все решает «чуть чуть». Если на подъеме «чуть чуть» практически не имеет значения, то на спаде – определяет выживет ли бизнес и заберёт ли он на себя часть действующих рынков. В это надо основательно вдуматься. Ошибка большинства – пренебрежение «эффективности в малом». Она же не приносит большие прибыли? Зачем тратить свое время на «копейки»? «Эффективность в малом» позволяет забрать на себя рынки наших конкурентов на спаде, соответственно заработать будущие прибыли. Поэтому надо менять свое отношение. Когда вам хорошо, надо заниматься развитием конкурентных преимуществ. Когда у вас будет плохо, может времени не хватить, и вы потеряете сбыт. Идея простая: «У нас все хорошо, поэтому мы будем снижать наши издержки еще активнее». Объявите ее персоналу и неукоснительно следуйте ей. В современном бизнесе нет время на расслабление. Постоянная мобилизация.
Стратегия №2: Развитие новых конкурентных преимуществ
На конкурентоспособность влияет уровень разделения труда, тип системы управления, мобилизованность коллектива на постоянно устранение потерь, уровень стандартизации, механизации, автоматизация, коммуникации, применяемых технологий… Подумайте, по какому направлению вы еще не работаете?
Стратегия №3: Диверсификация в инжиниринг новых рынков
Что это означает? Умение создать новый спрос путем инжиниринга существующих продуктов и услуг. Умение стать ближе к потребителю. Создать «многовариантную продукцию». Дать потребителю самому выбрать из множества продуктов в разрезе: «цена-качество-сроки». Вариантов будет множество, если конечно целенаправленно работать в этом направлении. Мне кажется, что на данный момент это еще не освоенная ниша. Конкурентов мало. Понятно, что со временем появится отработанный менеджмент инжиниринга новой потребности, и туда хлынут много людей, появится конкуренция и уже не будет такой возможности отжать эффективность. Но сейчас – самое время.
Стратегия №4: Диверсификация в инновационную деятельность
Для инжиниринга новой потребности необходимы базовые идеи. Ценность идей со временем вырастет до небес. За ними будет открыта охота. Созданы соответствующие механизмы. «Жатва» идей хорошо осуществляется в хорошей коммуникационной среде. Их развитие позволяет получить доступ к интересным идеям и зарабатывать на этом.
Стратегия №5: Диверсификация в инвестиционный бизнес
У акционеров болит голова о том, как наиболее эффективно управлять своим капиталом. Есть свободные деньги, куда их вложить? В быстрорастущие рынки. Это риски. Хотелось бы иметь гарантии. Хотелось бы как-то управлять этими рисками. «Сегодня я вложил средства в быстрорастущий рынок. Но я ведь понимаю, что придет фаза насыщения и приходится выходить из бизнеса. Уходить в другой бизнес». Так в принципе и поступают многие инвесторы. Но в условиях снижения темпов спроса, привлекательных инвестиционных объектов будет все меньше и меньше. Куда девать деньги? Мне нравится идея «инвестиционно-промышленного бизнеса», в котором вы сами управляете своими рисками. Когда вы вкладываете деньги в бизнес, который растет, и не уходите из него, когда он падает. Вы «отжали» прибыли на взлете рынков, на спаде «отжимаете» на затратах: у себя и поставщиков. Жестко отжимаете. Но когда рынок опять пойдет в рост, вы получите «сверхприбыли» за счет того, что удержали и приумножили свои рынки сбыта. Это возможно в том случае коллектив бизнеса умеет в условиях жестких ограничений. То-бишь низких затрат. Если конфигурация производственных объектов в таком «инвестиционно-промышленном комплексе» будет работать в противофазе по отношению динамике спроса: у одного направления бизнеса спрос падает, у другого растет, то так достигается требуемая управляемость финансовыми потоками «инвестиционно – промышленного бизнеса». В этом случае бизнес-модель работает хорошо, как на подъеме, так и на спаде рынков. Вернее, она заточена под колебания рынков. На них она зарабатывает.
Как-то я задал вопрос одному из топ-менеджеров: «Есть ли у вас стратегия?». Он ответил: «Есть, но она засекречена». Для меня это был исчерпывающий ответ. Я все понял.
ssman.ru - люди сильные духом +
количество посещений=158714