Идеология порядка
публикация - 2017-09-30 cоздание - 2014-07-16 - из архива
6.2.1. «Встроенное качество» TQM ч.5
Системный анализ
Хочу все знать. Все хотят. А как? Это вопрос. Почему - то попытки внедрить системный анализ не дают ожидаемого результата. Хотя, имея требуемую информацию, с помощью современных методик из нее можно выжать практически все: не только мониторинг и контроль, но и в режиме реального времени понять причины проблем, прогнозировать поведение.
Более того, можно оперативно определять оптимальное состояние системы. Фантастика? Нет. Системный анализ эта одна из самых выверенных практикой дисциплин. А с появлением электронных вычислительных устройств - это уже другой уровень: скорость, доступность, эффективность. Но есть большое НО. Как можно получить все эти «хорошие вкусности», когда в системе двойная бухгалтерия, когда производственники боятся или не хотят, когда создан информационный вакуум. Никак.
Немного отступлю. Хочу принести пример. Большая компания. Династии. Количество уровней управления - пальцев на руке не хватит посчитать: директор, заместитель, начальник, заместитель, старший мастер, заместитель, а еще и свою лепту вносят многочисленные секретари и помощники. Акционер выполняет модернизацию. Вкладывает свои деньги. Хочет получить отдачу. Получает. Но не понимает, максимальна ли она. Насколько эффективно используется оборудование. Пытается залезть в производство и... не получает ответов. На вопрос – «почему дорогостоящее оборудование простаивает?», никто не знает, что ответить. На вопрос - что случилось, почему это оборудование заработало? Опять нет внятных ответов. Система как-то внутри сама регулирует эти процессы. Но от этого акционеру неуютно, непонятно, нестабильно. Хочется знать, что там происходит, и что делать. Хочется внедрить современные методы анализа. Но это бесполезно в такой системе. Она будет блокировать. Необходимо снижать уровни управления, делегировать ответственность вниз, обучать персонал, тем самым обеспечивать прозрачность системы. Это скажу я вам задачка. Простым приказом не выполнишь.
Ну, это так риторика. Сейчас речь о системном анализе. Уж очень мне эта тема нравится. Я на этом свою карьеру сделал. Сейчас это больше хобби. Я знаю реальные возможности системного анализа. Поэтому в меру своих сил пытаюсь его интегрировать в бизнес процессы.
Для затравки. Случай из практики. Совсем недавно. Резко начались системные сбои в работе оборудования. Технологическое подразделение делает «анализ» и находит «причины». Производственник устраняет эти «причины». Рапортует всем. Показывает «хорошую» динамику. Но проблема не уходит. В чем дело? Разбираюсь, как сделан анализ. Так, выдвинули гипотезу. Экспертно. Залезли в базы данных и «накопали» информацию для подтверждения этой гипотезы. Всех убедили. Все успокоились. Ведь причина-то найдена. И принимаются меры. Но проблема не решается. А надо было просто сделать системный анализ. Собрать данные не за один день, неделю, а за год, за пять.... Но это же сколько времени надо потратить на сбор. Более того, информацию надо собрать не по ряду параметров, а всю имеющуюся к этому отношению. Это ж сколько опять надо времени. Допустим мы собрали эту информацию. Но ее еще и обработать надо. А там не килобайты, а мегабайты. А как обрабатывать? Ну, я еще могу посмотреть, как влияет один параметр на другой, а тут - 5, 10, 15 параметров. Вообще запутаться можно. Нет, скажете вы. Выполнить такую работу быстро не реально.
И реально. И быстро. И результативно.
Есть семь инструментов, которые должен знать и применять на практике инженер процесса:
«Автоматизированный учет данных» - организация достоверных замеров, достаточности измерения, ввод в централизованные хранилища данных.
«Автоматизированный сбор данных из баз данных» - использование стандартных инструментов по быстрому извлечению данных из хранилищ в той логике, которая требуется специалисту.
«Нормализация данных» - приведение данных к стандартному виду для выполнения впоследствии быстрого анализа информации.
«Вращение куба данных» - автоматизация первичного анализа данных, определение структуры и параметров простых взаимосвязей.
«Регрессия» - быстрое определение количественных показателей простых и сложных связей.
«Моделирование» - разработка статистических/математических моделей процессов.
«Прогнозирование и оптимизация» - прогноз и поиск оптимального состояния системы.
Звучит устрашающе. Но мой опыт показывает, что это реализуемо даже среди специалистов, которые на них не заточены. На БрАЗе у меня было 25 инженеров процесса. Их сформировали из технологов электролизных корпусов. Выбрали помоложе, готовых обучаться. Начали обучать. Индивидуальное обучение. На реальных объектах управления. Через два года порядка 30% освоили все вышеприведенные методики, остальные большую часть. Но так как они работали в командах, совместная работа позволила им компенсировать пробелы друг друга.
Хорошо когда у вас готовые специалисты по системному анализу и хорошие информационно-аналитические системы. Но на практике их нет. Их нужно создавать самими. Локальные специалисты и локальные системы есть, но в целом по процессу – нет.
Жизнь не стоит на месте, развивается. Ресурсов IT служб всегда недостаточно для того, чтобы обеспечить постоянно растущие потребности производства в качественном анализе. Поэтому появляются «умельцы», которые не ждут, а организуют эффективные АРМы, автоматизированные рабочие места, с помощью стандартных средств: SQL запросов, довольно широких возможностей excel + VB, access, share point, web excel клиент... Мир меняется. Он меняется и в среде IT технологий. Вместо языков программирования появляюся «конструкторы», которые позволяют собирать из кубиков готовые и эффективные системы. Я сам такой «умелец». Но здесь важно лучшие практики распространять повсеместно. Иначе опять уникальный специалист для ликвидации аварий, а не для того, чтобы они не появлялись. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=95929