Идеология порядка
публикация - 2018-09-10 cоздание - 2014-07-20 - из архива
6.2.1. «Встроенное качество» TQM ч.9
«Принцип Волянского. Принцип Федотова»
Мы постоянно учимся у жизни. Не все нам дает школа и вузы. Вот я и учусь. Постоянно извлекаю из практики новые теории и принципы. Их нет в книгах. Но это не значит, что они не работают. Еще как работают. Хотя зачастую логически объяснить их очень трудно.
Когда я стал заниматься технологическим управлением, всегда подходил к делу с позиции здравого смысла. По сути, я технарь. А технарь оперирует четкими причинно-следственными связями. Проблема, причина, стандарт, обучение… Четкая понятная позиция. Вроде бы непрошибаемая. Если она реально встроена в процесс, то он будет улучшаться. Но не все так просто. Проблемы скрываются. Порой нет понимания причин. Я уже не говорю про стандарты. Желание оседлать «хаос» разбивается о нежелание быть битым.
Здесь можно действовать прямолинейно, как я, пытаясь изменить реальность. Порой мне кажется, что это борьба с ветряными мельницами. А можно и по - другому. Принять как есть. Признать, что мир несовершенен и его нельзя в полной мере систематизировать. «Не париться». Не искать правду. Надо просто напрячь людей. Не дураки. Сами «правильно встроятся» в новые реалии. Поначалу, меня это позиция коробила. Это и понятно. Она не подчинялась четкой логике. Тем не менее, она работает на практике.
Я всегда вспоминаю совместную работу с одним из производственных директоров. Он как раз принимал жизнь «как есть». Так, просто, иногда поддавливал в нужном направлении и… проблемы решались. Не всегда правильно, не всегда честно, но напряженность уходила. Я тогда для себя этот метод назвал «принцип Волянского» по фамилии того производственного директора.
«Принцип Волянского». Появилась проблема. Нас, всех технологов, собирает производственный директор к себе в кабинет. Поит чаем. Рассказывает анекдоты и параллельно спрашивает про проблему. Опять анекдоты. Дает нам разговориться. Опять: «Так что там за проблема?». Один пытается дать ответ, другому он не понравился, третий с ним не согласен... Спор. Дискуссия. Проходит час. Мы уже ведро чая выпили. Сидим, слушаем директорские анекдоты, порой возвращаясь к проблеме. Еще проходит полчаса. Начинает надоедать. А он опять анекдоты и подколки разные. Через полчаса, мило улыбаясь, отпускает по домам. А уже поздний вечер. На следующий день опять вызывает к себе. Опять анекдоты и ведро чая. Заколебал всех так, что хоть вой. Так вот через день мы принесли ему решение проблемы. Достали нас и анекдоты и чай.
Как - то сижу я с этим директором и он мне смакуя нравоучения дает: «Проблема имеет свойство сама разрешаться. Я уже не один год работаю с людьми. Соберёшь так вот хлопцев. Озвучишь им проблему. Они посидят. Поспорят. Можно даже и не вникать в суть их разговора. Обязательно проблему решат. Поверь моему жизненному опыту». «Принцип Волянского» мне не нравился, но стоит отметить, что он снимал проблему. Да, снимал.
«Принцип Федотова». Я как был твердолобым, так и остался. Хотя уже и не пацан. Вроде бы жизнь должна пообломать. Вроде бы понимать стал не только оболочку, но и суть. Там за гранью что-то есть. Мир не такой простой, как кажет. Нельзя его взять и систематизировать. Головы не хватит. Но откуда у меня столько занудства. Опять ввязался в новый проект. И опять «борьба за истину»: проблема, причина, стандарт, обучение. Внедряю инженерные методы управления технологией. И опять те же проблемы. Но сейчас я, умудренный опытом, пытаюсь создать систему и закрепить ее. Создаем конфликт, чтобы проблемы были прозрачными, сокращаем персонал и запасы, чтобы у людей не было возможности работать не по стандартам. Обучаем инженеров системному анализу для оперативного поиска причин… Не всегда получается. Вот и сейчас третий месяц разбираем «нерешаемую» проблемку. Вдоль и поперек все излазили. Вовлекли кого только можно. Изучили всё, что только можно. А проблему не можем решить. Сработал «принцип Федотова». Тоже по фамилии производственного директора. Другого. Он вместе с нами настойчиво пытался найти ее решение. И он нашел его. Простое. «Не можете решить проблему, стандартизируйте все действия всех участников данного участка». Это очень большая работа. По-другому, его посыл можно было интерпретировать так: «Не можете головой, делайте руками». Вроде бы нерациональный подход, но сработал. Начали стандартизировать все действия, которые могли бы привести к проблеме. Обучили всех рабочих и … проблема стала уходить. Это «принцип Федотова».
Жизнь часто преподает мне такие уроки. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=97324