Идеология порядка
публикация - 2018-01-18 cоздание - 2014-07-26 - из архива
6.3.2 Обучение – как мотивация к устранению потерь
Порой для того, что персонал эффективно устранял свои потери, необходимо расширять его кругозор. Необходимо чтобы люди посмотрели на свою деятельность под другим углом. Увидели новые возможности, в том числе и те, которые нам дают новые технологии. Как? Заинтересовать. Один их эффективных механизмов – обучение. Через «академию ПС», через «живой сайт», через личные встречи и беседы…
Классический подход обучения поиску потерь и их устранению, который транслируется в массовой литературе и рядом консультантов, на мой взгляд, не отражает полноту и эффективность работы с проблемами. Он заключается в стороннем анализе работы персонала и «принудительному натягиванию струны». Первое включает в себя определение последовательности операций и измерение времени их исполнения «внешними» специалистами. Второе – закрепление «лучших» практик путем стимулирования работать по минимальному времени в измеренных вариациях. Инструментов много. Например: «картирование потока», «хронометраж операций». Я их описывать не буду. Есть интернет, можете самостоятельно проштудировать. С точки зрения логики, все верно: идем в производство, оцениваем потери в действиях, устраняем их путем стандартизации лучших практик. Но такой подход однобокий. Он содержит в себе только стимулирование персонала. Нет мотивации. «А если человека постоянно кнутом, с точки зрения внедрения - это хорошо или плохо?». Должны быть «и стимулы и мотивы». «Натягивание струны» и личная заинтересованность персонала. Только так можно вовлечь коллектив в устранение потерь повсеместно.
Одна из самых эффективных форм мотивации является обучение, направленное на расширение кругозора. Не узконаправленного, а в широком смысле. Обучение, которое может помочь выявить новые возможности. Для примера, рассмотрю лишь некоторые из них. Для понимания сути.
Развитие «технических коммуникаций»
Одной из существенных возможностей в снижении потерь, прежде всего ожиданий, лишних перемещений, является развитие технических коммуникаций:
- Корпоративная сотовая связь. Сейчас у всех есть сотовые телефоны. Вопрос? Но есть ли у вас доступ к человеку через этот личный сотовый телефон. Даст ли он вам свой номер? Далеко не все дадут, аргументируя это вторжением в личное пространство. Так что же делать? Внедряйте закрытую корпоративную сотовую связь. Включите в должностные инструкции новый инструмент производственной деятельности. Таким образом, обяжите пользоваться корпоративным сотовым телефоном и сделайте человека доступным для производства. На практике, внедрение корпоративной сотовой связи, пожалуй, одно из самых недорогих, но оно очень эффективных решений с точки зрения сокращения производственных потерь.
- Компьютеризация рабочих мест. На текущий момент глупо не использовать возможность современных вычислительных средств повсеместно, включая и рабочий персонал. Она позволяет любому рабочему быстро получить, без бумаг и начальников, требуемую информацию для осуществления производственной деятельности. Используя компьютеры можно организовать эффективную коммуникацию между участниками процесса. Доступ к информационной среде дает вам возможность существенно повысить уровень информирования и обучения. Например, обучение методам и инструментам снижения потерь, обучения стандартизированной работе… С каждым годом доступность к компьютерам возрастает. Коммуникацию можно недорого расширить с помощью WiFi. Цена компьютеров постоянно снижается. Не надо ставить дорогие защищенные компьютеры. Лучше поставить недорогие. Дешевле будет при большой поломке просто купить новый, а не организовывать службу обслуживания.
- Мобильный офис. Мир здорово начал меняться с появлением доступных мобильных устройств. Производство тоже не остается в стороне. Тот, кто смотрит в будущее, видит серьезные возможности по повышению эффективности бизнеса за счет структурных преобразований. Представьте, у вас управленцы имеют доступ в любом месте к информационному пространству бизнеса. Это колоссальные возможности по снижению потерь. Во – первых, уже не надо иметь столько управленцев и контролеров. Во-вторых, зачем многочисленные кабинеты, совещания, отчеты, когда есть возможность взаимодействия с бизнес-процессами, людьми напрямую? В третьих, появляется возможность вывода в аутсорсинг неких управленческих услуг. Работа по требованию производства. Можно фантазировать дальше. Ясно, что потенциал перечисленным не ограничивается. Для меня образ будущего управленца представляется так: «Идет линейный руководитель, он один на большой коллектив, его задача не управлять людьми, а управлять процессом, его задача системное решение нестандартных проблем: анализ, причина, решение, стандартизация, обучение. Все это можно делать в реальном режиме времени – сбор данных, анализ, видеоконференция…»
- Видеоконтроль. Мы очень много тратим ресурсов на контроль за людьми и оборудованием. Сейчас есть много способов по автоматизации контроля. Есть дорогие, а есть приемлемые. Не надо дорогих инвестпрограмм. Достаточно приложить небольшие усилия и можно существенно снизить потери. Например, за счет видеоконтроля за критическими позициями. Уже не нужно держать в каждом месте человека. Установил камеру, вывел на пульт, контролируй. И это не предел возможностей. Можно к видеоконтролю приделать систему распознавания образов. Если у вас 100 критических точек, то вы просто не в состоянии будете их контролировать. Необходимо, чтобы алгоритмическая программа автоматически распознавала критические ситуации и давала сигнал оператору, либо, что еще лучше, исполнительному механизму.
- Электронный документооборот. Это логическое продолжение технических коммуникаций. Сколько мы тратим времени на согласование различных документов? Сколько мы тратим бумажного носителя, ресурсов печати? Думаю дальше продолжать не надо. Все и так понятно. С точки зрения развития бизнес-процессов, главная задача не автоматизировать поток документооборота, а минимизировать его. Нужно так изменить структуру бизнеса, производственные отношения, чтобы потери были минимальны: минимум совещаний, минимум отчетов… Но все рано есть документы, которые останутся. В основном связаны с требованиями законодательства. Их можно минимизировать, но они останутся. Поэтому система электронного документооборота представляет собой еще один интересный инструмент по снижению потерь.
Можно продолжать тему технических коммуникаций. Потенциал поистине неограничен. Надо изучать новые возможности и демонстрировать их производственному персоналу. Он найдет им правильное применение. Конечно, если будет заинтересован. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=95932