Идеология порядка
публикация - 2018-12-09 cоздание - 2014-08-13 - из архива
6.4. 4этап: всеобщая синхронизация VSM ч.7
Снизу - вверх: четкое планирование еще раз «зачем оно нужно»?
Для того чтобы уверено исполнять план и перевыполнять цели бизнеса. Четкое планирование – это одно из самых основных направлений по формированию «идеального потока». Пока мало кто понимает суть, со временем…понимание придет.
Четкое планирование: еще раз «зачем оно нужно»? Оно необходимо для того, чтобы «разогнать» производство, снизить расходники и запасы за счет… синхронизации бизнес-процессов: вовремя подали сырье, вовремя произвели, вовремя отгрузили продукт. Тогда не будет ожиданий, перепроизводства и «заторов». Тогда будет «идеальный поток».
Чтобы точно спланировать производство важно иметь точную информацию: по заказам, нормам, оборудованию и т.п. Только так математически можно рассчитать синхронизированный поток. В случае появления неплановых событий, которые, как правило, носят «случайный» характер, в процессе появляется потери. Можно конечно в модели расчета плана производства учесть «случайное» изменение параметров качества, оборудования, снабжения, сбыта… Кстати, так и происходит на практике, но это приводит к необходимости снижения планового «горячего часа» и повышения плановых расходных коэффициентов, что при исполнении плана отдаляет нас от достижения максимальных показателей. Таким образом, мы узакониваем более низкую эффективность.
Так что же делать? Во-первых, надо снижать появление «случайных» событий путем стандартизации процессов. Понятно, что полностью от них не уйдем, но потерь станет меньше.
Работа со стандартизацией процессов является необходимым, но не достаточным условием. Ведущие компании признают, что у них уровень стандартизации достигает максимум 80%. То есть форс-мажоры будут всегда и они всегда будут снижать эффективность работы производственного потока. Но нам никто не мешает заниматься минимизацией их негативного воздействия. Как? Организация оперативного информирования всех цепочек потока о «случайном» событии и принятия корректирующего мероприятия. В этом, случае между «случайными» событиями мы работаем по математически рассчитанному плану: максимально синхронно. При возникновении нового «случайного» события мы «перенастраиваем» систему с учетом минимизации потерь. Такой подход позволяет «разгонять» производство и снижать потери при форс-мажорах.
На практике известны два подхода по организации оперативного информирования всех цепочек о «случайном» событии и принятия корректирующего мероприятия:
- организация «тянущей» системы: если нет подтвержденного заказа, не производим. Принцип вытягивания позволяет налету синхронизировать производство. Просто, надежно, но не всегда эффективно. Например, когда очень много номенклатур продукции и жесткий конкурентный рынок. Для того чтобы обеспечить в условиях жесткой конкуренции подтвержденный к исполнению заказ, потребуется делать большие склады под каждую номенклатуру. Дорого. А если еще и продукция «портится»?
- организация «гибкого» производства: быстрая адаптация бизнес системы к любым изменениям как со стороны потребителей, так и при нестандартных ситуациях внутри производственного потока путем быстрого перепланирования. Изменился портфель заказов - перепланировали весь поток. Не смогли вовремя привести сырье – перепланировали. Аварийно вышло оборудование из строя, либо изменилось резко качество – опять перепланировали. Удовлетворительно – раз в сутки. Хорошо – раз в смену. Отлично – за пять минут. Такой подход позволяет максимально быстро синхронизировать поток при любых внеплановых изменениях. У него нет недостатков «тянущей» системы.
На словах организовать быстрое перепланирование потока легко, на практике - только сильным намерением лидеров. Здесь необходима кардинальная ломка классической системы планирования. Она не заточена на оперативность. Очень много участников процесса планирования в разных отделах и на участках. Чтобы перепланировать производство надо пройти через большое количество административных барьеров, как по горизонтали, так и по вертикали. Их надо минимизировать.

P.S. Порой я специально «капаю на мозги»: «четкое планирование», «всеобщая синхронизация», централизация, стандартизация и автоматизация планирования, процессное управление, снижение уровней управления... Это важные понятия. Может быть, они засядут в вашей памяти и при определенном с течении обстоятельств выплывут наружу, помогут понять суть и сделать бизнес более эффективным. Да, что уж там. Просто сделать хотя бы шаг в направлении развития. Через какое-то время вы начнете чувствовать «картинку в целом», поймете в каком направлении идти, увидите «свет в конце туннеля»:
- Реинжиниринг планирования
1 этап: централизация оперативного планирования по производственному потоку (дивизиону) – посадить всех планировщиков в один кабинет, минимизировать административные барьеры, организовать ежесуточное перепланирование потока, синхронизировать производственные потоки.
2 этап: централизация оперативного и позаказного планирования по производственному потоку (дивизиону) – по мере автоматизации объединить графикование и позаказное планирование, принимать к исполнению самые маржинальные заказы с учетом монтажности и сроков производства.
3 этап: централизация укрупненного планирования, позаказного и оперативного планирования по производственному потоку (дивизиону) – единый центр планирования, который во взаимосвязи решает задачи синхронизации производственных потоков, оптимизации корзины заказов, управление капиталом.
4 этап: централизация планирования по всему заводу – синергетический эффект от слаженной работы всех подразделений
5 этап: централизация планирования по компании – сформировать «мозги» компании, любое управленческое решение «налету» оценивается в деньгах.
- Стандартизация планирования
1. стандартизация взаимодействия при планировании – сначала минимизировать количество центров принятия решений, потом стандартизировать взаимодействия между оставшимися.
2. стандартизация процедур и правил расчета – следуем единым правилам расчета
3. стандартизация принятия управленческих решений – реакция при различных форс-мажорных обстоятельствах
4. стандартизация действий – «высший пилотаж» это достижение воспроизводимости в операциях при выполнении плана
5. внедрение эффективного контроля исполнения стандартов планирования – ежесуточны «разбор полетов» причин отклонения от плана с дальнейшей стандартизацией действий их исключающих.
- Автоматизация планирования
1. Автоматизация укрупненного планирования – на первом этапе ресурсов хватает для того, чтобы сделать укрупненный свод бизнес пакета. Грубо, но на первом этапе приемлемо.
2. Автоматизация оперативного позаказного планирования – позволяет быстро «снять сливки» за счет синхронизации основных процессов в потоке.
3. Автоматизация графирования производства – закрепляет стандартизацию на уровне непосредственного производства.
4. Интеграция позаказного планирования и графикования – синхронизация на уровне потока заказов и производства, хорошая модель для организации скользящего среднесуточного планирования.
5. Интеграция укрупненного, позаказного планирования и графикования = скользящее средне и долгосрочное планирование – формирование единой модели планирования с четкой связкой с исполнением. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=99220