Идеология порядка
публикация - 2016-08-31 cоздание - 2014-09-01 - из архива
8.2. Движение к потребителям ч.2
Производство и инновации
Какая связь между новыми технологиями и массовым производством? Инновациями и конкурентоспособностью? Инновации формирует новый продукт, конкурентоспособность его доступность потребителю. Разные механизмы функционирования. Разный менеджмент. Или все же есть что-то общее?
Инновации. С каждым столетием, десятилетием, годом растет спрос на… «новую реальность». На текущий момент человечество более или менее решило свои естественные потребности в еде, одежде, жилье, безопасности… путем глобализации и специализации труда. Общество стало богаче. Уже не надо столько рожать, чтобы обеспечивать свое будущее. Оно может себе позволить пенсии и дотации. Не надо столько работать. Эту проблему решает механизация и автоматизация рутинных операций. Сейчас общество находится в стадии структурных изменений в системе. Глобализация стирает грани между людьми и даже культурами. Общественные отношения жестко загоняются в рамки стандартов, притесняя внутренние потребности индивида. Такова цена материальной обеспеченности. И это усиливает конфликт между внутренними и внешними потребностями человека: он не может жить только в рамках жестких правил, его душа требует драйва. Она требует новой реальности. Новых смыслов.
Потребность в новой реальности с каждым годом только усиливается. Раньше голову занимали проблемы выживания. Но когда их становится меньше, появляется другая проблема: «Чем занять голову сейчас?» Страх мощнейший стимул, его преодоление - мощнейший смысл. Когда он уходит, в отсутствии новых идей, человек теряет смысл. Чтобы наполнить жизнь энергией, он ищет новые смыслы, которые рождают новую потребность. Поиск облегчают коммуникации. Поэтому неудивителен спрос на информационные технологии. Сейчас нет проблем со знаниями. Они есть на любой вкус и на любую правду. Есть проблема с пониманием: «что такое правда?». И ответ на этот вопрос также является предметом спроса. Но знание не раскрывают всей сути. Нужна мудрость, которую не всегда удается положить на бумагу. Вот он и ищет идейных, либо духовных ее носителей. Все что отвечает его внутренним потребностям, все это формирует спрос. Он ищет ответы, находит, начинает реализовывать. В реальности. Можно конечно и в «виртуальном реальности». Тоже спрос, но у него есть свои ограничения. Пытаясь их преодолеть, человек ищет ресурсы. И это тоже спрос. Ему нужны «полуфабрикаты», с помощью которых он сможет реализовать свою мечту. Он занимается инжинирингом. Проектирует и воплощает в жизнь. Испытывает восторг. Кто-то рядом с ним тоже. Он тоже хочет приобщиться к этой эйфории. Он хочет получить этот продукт. Так формируется новый спрос и новая реальность.
Конкурентоспособность. Доступность в новом продукте обеспечивает конкурентное массовое производство. Если те, кто занимается инновационным менеджментом, создает новые ресурсы, у массового производства другой менеджмент. Он заточен на конкурентную борьбу, на эффективное использование имеющихся ресурсов.
Инновационный менеджмент. Как можно управлять творчеством? Тонкая материя. Проблему в лоб не решить. В основе творчества лежит идея - субстанция нематериальная и непредсказуемая. Единственно, что можно системно сделать, создать условия для «взращивания» идей и их «окультуривания». Для первого условия необходима среда для общения, обмена знаниями и мудростью, ресурсы для создания прототипов. Для второго – «незашоренная» оценка потенциального спроса, пропаганда новой реальности или культуры, привлечение инвесторов.
Производственный менеджмент. Как выжить среди конкурентов? Обеспечить цену и качество «чуть чуть» лучше, чем у конкурентов. И цена и качество складываются из затрат. Но инвестиции в снижение расходных коэффициентов имеют низкую технико-экономическую эффективность. Для инвестора такие проекты неинтересны. Он вкладывает в новую реальность, в высокодоходные мероприятия с разумным риском. Так что же делать? Никто не мешает развивать массовое производство по модели инновационного менеджмента: взращивание идей – сформировать запрос на улучшения, создать коммуникационную среду среди персонала для обмена знаниями и навыками, помочь в реализации идеи за счет перераспределения операционного бюджета; окультуривание – малыми шагами за счет операционного бюджета внедрять удачные прототипы, которые формируют конкурентные преимущества. Может случится и так, что эффективность какого-нибудь проекта станет привлекательна и для внешних инвесторов.
Я часто наблюдал попытки производственного менеджера залезть в сферу инновационного менеджмента. Пытаются сформировать на базе своей продукции новое решение или продукт для потребителя. И часто видел, как они терпели фиаско. Большинство из них не имеют навыки управления инновациями. Хотя по определению, они ими должны обладать. Конечно, если они эффективные производственные менеджеры, которые умеют вовлекать свой персонал в развитие, помогать в реализации идей, добиваться результатов. А то получается, не удалось получить эффект на своем производстве, думает, что получится в другой сфере. Тем более, в такой сложной как инновации. Если у него нет навыков вовлекать персонал в творческую деятельность и развитие, то он не достигнет требуемого эффекта на производстве. Тоже самое и в инновациях. Разница заключается только в результате деятельности. Для производственников - расходные коэффициенты, для инноваций – новые товары и услуги. В этом случае связь между инновациями и конкурентоспособностью прямая. Если менеджер достигает успехов в производстве, он может их достичь и в инновациях. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=97722