Системный анализ
публикация - 2017-10-13 cоздание - 2015-10-02 - из архива
С чем едят «6 сигм»?
В этом вопросе на абсолютную правду не претендую. Длительное время занимался развитием технологических процессов и для себя разобрался что значит «эффективное управление технологией». Медотология «6 сигм» как раз и отвечает на этот вопрос, конечно, если вы понимаете о чем речь
Сначала суть.

В теории вероятности есть такое понятие как нормальное распределение случайной величины. Если вы многократно измеряете один и тот же параметр, например: уровень, температуру, напряжение.., то полученные значения выстроятся в некое распределение в окрестностях средней величины. Если нет возмущающих факторов, то распределение, как правило, будет нормальное. Колоколообразное.

Так вот, стандартное отклонение нормального распределения, или среднеквадратичное отклонение, или сигма (σ ) – что по сути одно и тоже, равно расстоянию от среднего значения измеряемого параметра, в которое попадает (68,3/2) % всех измененных величин. Так как распределение нормальное и симметричное, то в диапазон ±1σ попадает 68,3% всех значений параметра, в диапазон ±2σ – 95,45%, в ± 3 σ - 99,7%, ±6σ - 99,9997%. Последнее для нас представляет особый интерес. ±6σ – означает, что 0,0003% значений измеряемой величины не попали в коридор ±6σ. То-есть на 1млн.измерений, только 3 измерения лежат вне диапазона ±6σ.
А теперь постараемся разобраться в деталях. Любое производство – это бизнес-поток: от поставщика к клиенту. Клиент, будь то конечный потребитель, или последующий передел в производстве, задает поставщику требования к изготавливаемому продукту: такой-то параметр должен находится в таком-то коридоре, если нет, то это дефект либо брак. То-есть клиент задает поставщику коридор допустимых отклонений интересующего параметра. Если в этот коридор попадает 68,3% значений параметра, то качество процесса соответствует ±1σ, если 99,9997%, то соответствует ±6σ. Последнее означает уровень отклонений – 3 на 1 млн. значений. 3ppm. Чем больше сигм попадает в заданный клиентом диапазон, тем лучше качество.
На самом деле, это была прелюдия. Красивые фразы. Она раскрывает суть термина «6 сигм». А что на практике?
Для того, чтобы реализовать концепцию «6 сигм» на практике необходимо:
- формализовать/стандартизировать требования клиента к поставщику по каждому переделу и процессу;
- визуализировать динамику фактического изменения интересующих клиента параметров относительно заданных коридоров по каждому переделу и процессу;
- организовать оперативный разбор причин отклонений либо устойчивых динамик по всем параметрам в рамках всего бизнес-потока с использованием статистического анализа;
- внедрить постоянную разработку стандартов действий, исключающих отклонения либо фиксирующих лучшие практики;
- осуществлять контроль исполнения стандартов действий.

Если у вас это есть, то можно говорить о «6 сигма», о DMAIC, о PDCA, о стандартизированной работе… Но, поверьте моему опыту, похвастаться внедрением этих инструментом могут очень и очень немногие. Не потому, что не знают, или не могут внедрить. А потому что, не хотят, чтобы наружу выплыли все отклонения. Фиксируют выход годного на окончательном переделе 99,8%. Хотя можно сделать и 100%, если поставить перед ОТК заградительный кордон, который не пропускает на окончательный передел дефектную либо бракованную продукцию. Это позволит снизить количество рекламаций от финишного потребителя, но не потери, которые возникают внутри бизнес-потока. Для того, чтобы внедрить «6 сигм» или TQM на практике, потребуется «объявить амнистию» и изменить свое отношение к проблемам. Как бы тяжело не было. Если вы решитесь, то подготовьтесь к этому психически. Вместо 99,8% выхода годного на окончательном переделе, вы получите 30-40-50% «сквозного» выхода годного. Да, крайне неприятно это осознавать. Особенно когда в развитие производства вкладываются огромные деньги, которые сложившаяся операционная деятельность не позволяет задействовать на максимум. Если вы признаете и примете реальную ситуацию, то дальше будет проще. Когда признаешь проблему, она решается. Вы увидите низкую прозрачность бизнес процессов, слабую воспроизводимость операций, низкое качество работы с отклонениями… Вы многое что увидите. Начнете методично с этим работать. Ваш выход годного на окончательном переделе 99.8% расти не будет. Уже некуда. А вот сквозной выход годного, выход годного по каждому переделу будет улучшаться, тем самым снижая потери в производительности и издержках, повышая качество продукции.
О «6 сигм» можно писать бесконечно. На сайте я эту тему рассматриваю в рамках концепции TQM – всеобщего управления качеством, так как она расширяет возможности «6 сигм» путем тотального вовлечения в работу с качеством всех участников бизнес-потока.

PS. Методология «6 сигм» отражает концепцию постоянного совершенствования технологических процессов малыми шагами. «Системный анализ», которому я посвящаю следующие статьи, позволяет реализовать значимое скачкообразное улучшение процесса. Им также надо владеть и активно пользоваться. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=49307