Эффективное ERP/MES/АСУТП
публикация - 2016-07-31 cоздание - 2016-07-30
Проблемы в планировании у всех одни и те же
Мне постоянно говорят: «У тебя другой опыт, опыт работы на металлургических предприятиях. У нас другая технология, другие бизнес-процессы, другие подходы… Чем ты можешь нам помочь?». С возрастом стал мудрее. Никого не пытаюсь переубедить в обратном. Понимаю, что это защитная реакция: пришел варяг из другой компании и пытается навести свои порядки. Понимаю, что нужно терпение и время. Тогда есть шанс, что поймут.
Последние два месяца изучал, как устроена система планирования в бизнесе, который по технологии сильно отличается от известных мне производств. Чертил схемы от принятия заявки до технико-экономического предложения, от заключения договора, открытия заказа, планирования производства… до закупок сырья и материалов… Все те же бизнес-процессы, что и в металлургическом производстве и… все те же бизнес-проблемы, которые не позволяют сделать компанию более эффективной. А раз бизнес процессы и проблемы одинаковые, то можно предположить, что и успешные решения могут быть сопоставимы для разных бизнесов.
Вот и сейчас наблюдаю, как идет совещание, на котором собрались все участники процесса планирования: сбыт, производство, снабжение, контролеры… Классическая ситуация. Конкуренция растет. Бизнес вынужден брать в работу всё, что есть на рынке. Очень много с короткими сроками исполнения. Заключают договор, открывают заказ, запускают его в производство… А он заведомо неисполним по срокам. Что делать? Не принять нельзя заказ, иначе потеряем рынок. А его принятие приводит к заведомо неисполнимым планам производства. Кто за это ответит? В таких условиях каждый старается выстроить свою линию защиты: «виноваты вы, а не мы». Хорошо, если удается посадить за один стол всех участников и найти компромисс. И он, как правило, находится, но стоит разбежаться по углам, опять защитная реакция. Неконструктивный конфликт. Истинную причину все знают: заказ с короткими сроками исполнения. Она является "табу", её нельзя использовать как причину невыполнения плана. Но не признавая проблему, не решишь её. Можно «переводить стрелки на других», а можно принять проблему и найти решение по организации эффективной работы в условиях ограничений.
Продолжаю наблюдать за совещанием. Рассматривают какой-то критичный заказ. Уточняют сроки поставок комплектующих, выстраивают актуальную очередность работ на входном контроле, в процессе комплектации, сборки, упаковки… И так по каждому заказу, что по сути означает «перепланирование» бизнес-процессов вручную в зависимости от текущих условий. Не только по подтвержденным срокам поставок, но и по прогнозным. Один час, другой, третий… «Перепланировали». Каждый пошел исполнять свой «актуальный» план. Проходит день, второй, третий… опять проблемы. Опять надо «перепланировать» исполнение заказов в зависимости от внешних и внутренних возмущений: по снабжению, производству, отгрузке… Если этого не сделать, будет расти напряженность между людьми, а в бизнесе - расти рассогласование бизнес-процессов. Опять надо собираться за круглый стол.
У всех бизнес-процессы одинаковые: продажи, производство, снабжение… У всех бизнес-проблемы одинаковые. Да, технологии разные, но… Всё – планирование, управление, контроль- подчиняются одной и той же логике. Отличаются лишь уровнем организации. Традиционная – вертикально иерархичная система управления или современная – горизонтально-сетевая. У первой множество уровней согласования с большим временем планирования, у вторых быстрый автоматизированный перерасчет, учитывающий фактическое состояние бизнеса.
Давайте посмотрим еще раз, как осуществляется планирование бизнес-процессов? После заключения договора на поставку продукции необходимо спланировать исполнение заказа: доставка, отгрузка, производство, снабжение, закупка… Что, по сути, означает расчет времени исполнения заказа для каждого передела материального потока. Помимо этого конкретного заказа существует еще множество других, которые необходимо согласовать между собой по времени исполнения. Вся эта процедура называется «позаказное планирование». Если планировщик имеет четкие нормативы по каждому переделу и четкие процедуры расчетов, то проблем с планированием нет. Но это не значит, что нет проблем с управлением. Дело в том, что реальное производство – это сложные системы, на которые постоянно воздействуют незапланированные внешние и внутренние возмущения. В результате «накапливается» отклонение от планового значения, которое приводит к рассогласованной работе бизнес участков на протяжении всего материального потока. Растут потери в производительности, качестве и издержках. И пока не перепланируешь весь бизнес-поток, «рассогласование» будет только нарастать. Следовательно, надо научиться быстро и точно перепланировать поток для синхронизации всех бизнес процессов в реальном режиме времени.
На этапе «позаказного планирования» нет точной информации по реальному состоянию бизнес-процессов. Только усредненные и укрупненные нормативы. Исходя из этого, оно не в состоянии максимально эффективно загрузить производственные мощности. «Доводкой» занимаются производственные планировщики, которые выполняют процедуру «графикования производства» вплоть до уровня агрегатов и операций. Им необходимо спланировать производство исходя из данных, предоставленных на уровне «позаказного планирования» - последовательность исполнения заказов плюс рассчитанное из усреднённых нормативов поступление исходных компонентов для производства. Выход и вход. Их задача нивелировать ошибки «позаказного планирования», а это приводит к тому, что сегодня работаем на пределе возможностей и очень часто в ущерб качеству, а завтра простаиваем, но уже в ущерб себестоимости производства. Проблему ошибок на уровне позаказного планирования можно решить, путем постоянного перепланирования исполнения заказов на всем протяжении бизнес-потока в зависимости от текущей ситуации: не раз в месяц, не раз в неделю, а раз в сутки, а лучше сразу по мере накопления критической невязки. Но для этого потребуется актуальная информация по факту исполнения заказов, содержанию складов в реальном режиме времени… Достоверная информация. Последнее критично. Если задачу организации достоверной прослеживаемости продукции в режиме онлайн решить, то тогда «позаказное планирование» и «графикование производства» при должном уровне автоматизации можно слить в одну процедуру – оперативное планирование/перепланирование всего бизнес-потока. Тогда не надо будет садиться за круглый стол и «вручную» осуществлять перепланирование, делая при этом множество ошибок. Достаточно формализовать процедуры позаказного планирования и графикования производства в некий свод правил и автоматизировать их. Тогда не надо будет постоянно согласовывать изменения, достаточно поддерживать правила планирования в актуальном состоянии.
Сижу и наблюдаю за тем как планировщики вручную «перепланируют» бизнес-процессы и задаю себе вопрос: «Смогут ли они самостоятельно созреть до комплексного решения проблемы? Есть ли в их среде лидер, который в состоянии понять суть и начать непоколебимо действовать? Или они будут ждать «когда все станет плохо», и они будут вынуждены «что-то действительно стоящее делать», а не гасить постоянные «пожары»?» Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=50408