Эффективное ERP/MES/АСУТП
публикация - 2016-12-04 cоздание - 2016-12-04 - новое
Agile, scrum, kanban… старая история
Вот и дошла очередь до IT. Потребность в развитии бизнес систем дошла и до информационного бизнеса. Они наконец-то осознали важность рациональной организации труда.
Помню, как неуклюже заходила идея трансформации бизнес системы в РУСАЛ. Мы тогда её продвигали как внедрение эффективной производственной системы. Позже осознали, что одним производством дело не ограничится. Всё взаимосвязано. Поэтому начали сначала робко, а потом всё более уверенно развивать бизнес систему компании в целом. В основе преобразований лежали передовые достижения американцев, европейцев, азиатов… ну и конечно, наш собственный элементарный здравый смысл. Реинжиниринг, стандартизация, кайдзен… Множество методов и инструментов. Мы вынуждены были это делать из-за конкуренции, ну, а если честно, больше из-за возможности сделать свою жизнь немного интереснее и разнообразнее.
Современные методы развития бизнес систем позволили массовому производству стать более «адаптивным»: гибким, быстрым, эффективным… стать более совершенным. Конечно, для тех, кто шевелился, а не стоял на месте. Потенциал развития бизнес систем практически ничем не ограничен, что делает его основополагающим и стратегическим направлением: «До тех пор пока в массовом производстве есть хоть один человек, всегда есть потенциал развития». Ведь если вдуматься в суть современных бизнес систем, они стремятся только к одному - сделать труд более эффективным, более производительным, более качественным. Отсюда такой громаднейший потенциал и мощнейшая потребность в трудоэффективных технологиях. Правда по большей степени неосознанная.
IT, по мере своего развития, укрупняется, специализируется, преобразовывается в массовый бизнес. В этом смысле IT ничем не отличается от массового производства. Поток заказов, их исполнение, обеспечение расходными ресурсами… Всё тоже самое. Многие скажут, что в IT больше доля креативной составляющей. Возможно. Я проработал в производстве более 20 лет и намотал себе на ус одну простую истину: «Производство, в котором нет креатива, потихоньку вымирает». Если нет повсеместного вовлечения персонала в развитие своих рабочих мест, своего труда, массовое производство со временем отстает от креативных конкурентов. Поэтому современные IT компании и массовое производство с точки зрения бизнес структуры мало чем отличаются друг от друга. У тех и других одни те же структурные проблемы. А если учесть что у передового массового производства в течении очень длительного периода времени сформировалась эффективная методология развития своих бизнес систем, той грех не воспользоваться ею в IT.
Одним их фундаментальных направлений в развитии бизнес систем является «консолидация и слияние» профильного функционала. По сути - углубление разделения труда. Консолидация профильного функционала позволяет выстроить специализированную работу в поток. А это более высокая производительность труда, низкие затраты, высокое качество и скорость исполнения заказа.
Естественно, что консолидация приводит к укрупнению бизнеса и усложнению организационной структуры. И если ничего не предпринимать, то появится неуклюжий и неповоротливый слон: низкая прозрачность системы и низкая скорость реакции на изменения. И здесь у массового производства есть эффективная методология – это внедрение горизонтальной системы с минимальным количеством уровней управления, минимальными административными барьерами. Физически этот процесс осуществляется путем силового сокращения уровней управления. По ходу появляется вопрос: кому передать ответственность за выполняемую работу при сокращении многочисленных начальников. Если понадеяться на сознательность специалистов и операторов, то ничего хорошего из этой идеи не выйдет, будет бардак. Массовое производство и здесь нашло ответ на вопрос. Оно стало развивать командную организацию труда. Команда - небольшая производственная ячейка, объединенная лидером и командной ответственностью. Сокращение уровней управления и внедрение командной организации труда требуют кардинальной перестройки взаимодействия. Оно должно быть горизонтальным, вдоль потока создания ценности. Отсюда выстраивание взаимодействия по принципу «клиент-поставщик». Мы все по жизни является и клиентам и поставщиками. Посредники всегда лишь усложняют взаимодействие.
Agale, scrum, kanban… Или по-другому, горизонтальная структура управления, командная организация труда, эффективный поток создания ценности. IT придумала свой язык, но сути это не меняет. Консолидация профильных функций, реинжиниринг системы управления с вертикально-интегрированной на горизонтальную, вовлечение персонала в развитие своей компании. При этом надо понимать, что развитие бизнес систем тремя этими словами не ограничивается. Это только верхушка айсберга. С неё надо начинать, вдумываться и вгрызаться в суть. Видеть разные грани в едином и … соответствующим образом реагировать. Благо есть громадный опыт массового производства, который в свое время очень сильно набил на этом шишки и приобрел неоценимый опыт, но при этом потерял очень много времени и ресурсов. Траты на поиск методологий были колоссальными. Зачем изобретать велосипед дважды. Не проще ли сесть на готовый…
Есть еще одна тонкость. Сами по себе информационные технологии являются не только массовым бизнесом, но и средством для эффективного развития стороннего массового производства. Ведь если вдуматься IT, продукт направлен на автоматизацию физического и интеллектуального труда. Вспоминаем, основная задача развития бизнес систем - повышение эффективности труда. И негоже когда IT делает продукт, не понимая в полной мере, что он может дать своему клиенту… Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=50384