Эффективное ERP/MES/АСУТП
публикация - 2017-04-14 cоздание - 2017-04-14 - новое
Стратегия победителя: видение развития IT
Производственный IT, далее по тексту просто «IT», с каждым годом становится всё больше и крупнее: расширяется, консолидируется, специализируется… Преобразуется в «массовый бизнес». Становится похожим на него. По крайней мере с точки зрения бизнес процессов.
«Массовый бизнес» за всю свою историю наработал большой опыт в части развития, который глупо не использовать в «IT». Концептуально его можно обобщить тремя направлениями: увеличение объемов производства, повышение эффективности действующих мощностей, освоение новых видов продукции. Первое направление в основном лежит в области инвестиционной деятельности, направленной на расширение мощностей. Здесь стоит отметить, что в условиях снижения темпов мирового спроса расширение мощностей постепенно теряет свою актуальность. Второе – в развитии операционной эффективности за счет углубления разделения труда, механизации и автоматизации. Оно направлено на снижение издержек. Третье – в развитии новых видов продукции, востребованных на рынке, с большей добавленной стоимостью. Как применить лучший опыт развития «массового бизнеса» к «IT»?
Увеличение объемов услуг в «IT». В условиях устойчивого снижения мирового спроса «массовый бизнес», как правило, не наращивает новых мощностей. Соответственно у обслуживающего его «IT» нет серьезных оснований для расширения объемов своих услуг. Тем не менее, если «IT» способно снижать свои издержки, и если «IT» предлагает эффективные решения по снижению издержек у своего клиента, даже в условиях снижения спроса «массовый бизнес» будет заинтересован в расширении сферы услуг «IT». Более того, у «IT», умеющего снижать свои издержки и издержки клиента, может появится спрос на стороне, что также является потенциалом для роста. То-есть для «IT» существует возможность увеличивать объем своих услуг даже в условиях снижения мирового спроса, но при условии, если он умеет работать с издержками лучше, чем его конкуренты. С издержками у себя и с издержками у клиента.
Приведенная логика развития «IT» хорошо сопоставляется с основными направлениями развития «массового бизнеса». Увеличение объемов производства в «массовом бизнесе» – увеличение объемов услуг в «IT». Повышение эффективности действующих мощностей в «массовом бизнесе» – снижение издержек в «IT». Освоение новых видов продукции в «массовом производстве» – снижение издержек у IT клиента.
Снижение издержек в «IT». Здесь «три кита» - углубление разделения труда, механизация и автоматизация. Все три могут быть направлены на снижение издержек в «IT». За счет углубления разделения труда повышаем эффективность оказываемых услуг, загружаем работой максимально человека, только после этого есть смыл заниматься активно механизацией и автоматизацией. Сначала надо реализовать организационный потенциал, а уж потом… малыми инвестициями… малыми шагами… механизацию и автоматизацию.
Углубление разделения труда осуществляется поэтапно путем:
- централизации IT функционала - инсорсинг с одновременной специализацией труда;
- трансформации централизованного IT функционала в пул IT услуг - аутсорсинг сначала в аффилированном формате, затем в максимально рыночном, который, как следствие, приведет к новой квалификации в «IT» - «управление внешними IT поставщиками в интересах своего бизнес клиента»;
- реинжиниринга системы управления «IT», который подразумевает переход от вертикальной многоуровневой к горизонтальной сетевой системе управления; как правило это снижение уровней управления, внедрение процессного управления и командной организации труда (scrum), что в обиходе получило название agile – гибкие методы в управлении бизнесом;
- реинжиниринга системы исполнения, которое приводит к выстраиванию работы персонала в поток без ожиданий (кanban).
Все эти мероприятия направлены на снижение издержек в «IT», повышение качества, увеличение скорости реакции на изменения... По сути все они приводят… к повышению эффективности труда… к повышению производительности труда… к выводу человека из «IT», либо его переквалификации в составе новой организационной структуры.
Углубление разделения труда всегда приводит к снижению численности персонала при выполнении одного и того же объема работ. Это нужно понять и принять. Цену товаров и услуг определяют совокупные затраты на труд: чем меньше людей выполняют одну и ту же работу, тем ниже затраты и выше конкурентоспособность.
Сокращение человеческого труда в любом бизнесе — это объективный фактор. Конкуренция стимулирует. Оно достигается не только углублением разделения труда. Логическим продолжением является механизация и автоматизация. Это относится и к «IT». Если в состав услуг входит физическая работа, то её целесообразно механизировать и автоматизировать. Конечно, в большей степени «IT» представляет из себя интеллектуальный труд, который на современном этапе очень хорошо поддается автоматизации: будь то коммуникации, контроль анализ, принятие управленческих решений… Наступает эра искусственного интеллекта, который всё больше и больше замещает умственный труд.
Углубление разделение труда, механизация и автоматизация являются базовыми направлениями снижения издержек в «IT» сфере. А как подойти к снижению издержек у IT клиента?
Снижение издержек у «IT» клиента. Конечно, за основу развития «IT» можно взять только снижение своих издержек. Для клиента это обеспечит конкурентную цену и качество IT продукции. Для «IT» … к постепенному выводу услуги в рыночный аутсорсинг и минимизации численности своего персонала. Печальная перспектива. Да, в процессе трансформаций в составе «IT» появится новая услуга для бизнеса – «управление IT поставщиками», но на фоне постоянно снижающейся численности «IT» … мотивация к работе оставшегося персонала сменится страхом потерять работу. Ничего хорошего как для IT, так и для бизнеса, который он обслуживает. Позиция победителя – наращивать свой потенциал, а что делать в нашем случае: удовлетворяя потребности клиента в цене и качестве, мы рубим сук, на котором сидим? Единственный вариант – расширять линейку новых продуктов для IT клиента, которые позволяют ему снизить свои издержки. По сути это основная миссия «IT». Давайте попробуем разобраться в чем её суть.
Для массового бизнеса, производящего товары, миссия заключается в обеспечении их доступности потребителю. А как на счет «IT», обслуживающий «массовый бизнес»? Здесь продуктом в большей степени являются IT услуги: сервисное обслуживание, разработка программного обеспечения, установка нового оборудования… В чём заключается миссия «IT»? Вопрос не такой простой. Требует основательного осмысления. Что в конечном итоге «IT» может дать своему клиенту? Если вдуматься в суть, то они могут дать ему улучшение конкурентоспособности за счет снижения его издержек путем… увеличения скорости реакции на изменения: быстрый доступ к данным, оперативный анализ и контроль, своевременное принятие управленческих решений, быстрое сквозное планирование, онлайн коммуникации… путем автоматизации умственного труда. Во как. Постарайтесь удержать эту мысль. Вдумайтесь. Здесь есть глубокий смысл. Автоматизация сбора данных, автоматизация контроля и анализа, автоматизация планирования, автоматизация коммуникаций… Вс` это приводит к автоматизации… умственного труда у IT клиента. У IT клиента есть в этом потребность, хотя по причине болезненных трансформаций он старается прибегать к ней только тогда, когда «припечет». Резюмируя сказанное. Миссия «IT» заключается в автоматизации умственного труда. В этом основной стратегический вектор её развития. Бизнесу это нужно, хоть он этому и сопротивляется. Ему нужно снижать издержки и повышать качество. Автоматизация интеллектуального труда является одним из основополагающих направлений достижения этого. Она позволяет снизить затраты на труд за счет вывода персонала из производственной цепочки, повышать качество продукции за счет автоматизации контроля и анализа, снижать потери в производительности оборудования путем оперативной синхронизации работ за счет автоматизации планирования… Этот ряд можно продолжать, но здесь есть одно «НО» … С одной стороны, бизнесу необходимы IT технологии, с другой - он им сопротивляется, так как это требует приложения непопулярных и болезненных мер по трансформации бизнес системы. У IT есть технологии по автоматизации интеллектуального труда, остается только «подтолкнуть» бизнес взять их в работу. «Подтолкнуть» значит взять на себя ответственность за внедрение IT продукта, которое подразумевает реинжиниринг бизнес процессов. Реинжиниринг бизнес процессов клиента, который должен быть на стороне «IT». Сам себя бизнес за волосы не вытащит. Нужно внешнее воздействие. Если у «IT» хватит для этого сил, то оно постепенно преобразуется из сервисной в инжиниринговую службу. Перейдет от сервис услуги к предоставлению IT бизнес-решений под ключ. Это стратегия победителя.

PS - видение развития производственного IT.
Изначально «IT» не было. Зачатие информационных технологий по большей своей части осуществлялось в АСУТП – в автоматизации технологических процессов. Такова была на тот момент насущная потребность: в автоматизации проблемных технологических процессов с помощью датчиков, микроконтроллеров, исполнительных механизмов... Так зарождалась локальная информационная система по управлению технологическим объектом. По мере усиления глобализации - консолидации мелких бизнесов в крупный появилась потребность в корпоративных информационных системах. Глобализация вытянула интернет, развитие микропроцессоров, электронной памяти… современные информационные технологии. Производственный бизнес был вынужден включить в свой состав новую функцию - IT функцию. Вернее, вычленить её из АСУТП с формированием соответствующего сервиса по обслуживании информационных систем и разработке программных продуктов.
IT функция в составе производственного бизнеса была сформирована на базе специалистов АСУТП. Других не было. Как правило, они ранее были заточены на обслуживание конкретных производственных участков и цехов. Это повлияло на организационную структуру, обеспечивающую IT функцию. На бумаге – структура была централизована, по факту - децентрализована и мягко говоря неупорядочена. Постепенно пришло понимание важности фактической централизации IT функции для повышения её эффективности. Наступил период формирования централизованных IT служб, но они также не выполнили до конца своей функции, так как не смогли решить задачу фактического вывода специалистов из цехов плюс повысить прозрачность своей деятельности. Необходимы были кардинальные меры.
Осознание необходимости трансформации «IT функции» в «IT услугу» пришло не сразу. Последнее потребовало создания, пускай и аффилированного основному бизнесу, аутсорсинга. Создания отдельного юрлица. А для этого необходимо было серьезное волевое решение со стороны топ-менеджмента. У кого-то получилось, у кого-то нет. Тот кто смог это реализовать, получил возможность серьезно перестроить работу айтишников – специализировать их труд, внедрить управление по процессам, выстроить работу в поток с минимальными ожиданиями. Пожалуй, передовики сейчас находятся на этой стадии. Но ведь это только начало… начало продолжения активных трансформаций как у себя, так и у своего клиента…
Пока мало кто из IT передовиков переосмыслил свое будущее в разрезе новых мировых тенденций: затухание глобализации, рост конкуренции, бурное развитие информационных технологий… Но все же кто-то начинает понимать, что рано или поздно:
- большую часть сервиса и разработки программных продуктов необходимо будет передать в рыночный аутсорсинг;
- придеться осваивать управление внешними IT поставщиками в интересах бизнеса-клиента – это инжиниринговая услуга;
- для того, чтобы не остаться у разбитого корыта потребуется активно продвигать в бизнес новые IT технологии для повышения его экономической эффективности;
- для того, чтобы быть востребованным придется брать на себя ответственность за внедрения IT технологий – а это услуга по реализации реинжиниринга бизнеса.
Итого логика развития «IT» вырисовывается следующим образом: от АСУТП к децентрализованной IT функции, от децентрализованной IT функции к централизованной, от централизованной IT функции к сервисной IT услуге, от сервисной IT услуги к инжинирингу IT решений бизнеса под ключ. Вот так вот видится будущее «IT»… Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=50350