Эффективное ERP/MES/АСУТП
публикация - 2017-06-05 cоздание - 2017-06-05 - новое
Разве АСУТП не «IT»?
Работая в крупной алюминиевой компании, наблюдал, а где-то и активно принимал участие, за процессом аутсорсинга ремонтных служб. Так вот, в состав подразделений, подлежащих аутсорсингу попала АСУТП. Автоматизированная система управления технологическими процессами. Учитывая то, что основной деятельностью в созданном централизованном аффилированном ООО «» стала поддержка оборудования и техники в исправном состоянии – сервисная функция, функция развития АСУТП со временем там была практически утрачена.
На каждом падении цены алюминия сервисная служба стояла перед выбором куда направить оскудевшие ресурсы: «техподдержка или инвестпроет»? Несложно догадаться, что выбор падал в пользу сервиса. Чтобы исправить как-то эту ситуацию алюминиевая компания передала функцию развития АСУТП инженерно-технологическому центру, в составе которого реализовывались небольшие инвестиционные проекты. Но, учитывая специфику работы ИТЦ, АСУТП развивалось по остаточному принципу и то, только для основных технологических объектов. В результате темпы развития АСУТП катастрофически снизились, что в условиях мировой цифровизации ну никак не способствует росту конкурентоспособности бизнеса.
Технически под АСУТП я понимаю автоматический учет данных о состоянии материального потока плюс локальные автоматизированные системы управления технологическими процессами - управление различными режимами: давление, температура, напряжение… в зависимости от целевых значений. Еще раз АСУТП представляет собой автоматический учет данных и локальные автоматизированные системы управления. Исходя из этого я стал задавать себе неприличные вопросы. АСУТП - это информационная система или нет? Почему производственное «IT» включает в себя все информационные уровни: MES, ERP, BI, кроме АСУТП? Почему обслуживание компьютеров, принтеров, локальных сетей… не в централизованной сервисной ремонтной службе? Размышляя, стал находить более-менее рациональные ответы.
Когда мы говорим про оборудование, не важно какое, всегда есть две функциональные области: поддержание оборудования в исправном состоянии и его развитие. Первая представляет собой сервис, вторая – инвестиционные проекты. Если рассуждать логически, то функции сервиса IT и АСУТП тяготеет к централизованным ремонтным службам, которые на этом специализируются. А функции развития IT и АСУТП в свою очередь тяготеют к инвестиционной деятельности, должны быть выстроены по проектному принципу и… в рамках единой концепции. Дело в том, что IT и АСУТП являются составляющими единой информационной системы, которая, если судить по передовикам, имеет тенденцию к трансформации структуры с пирамидальной на плоскую. Все информационные уровни в этом процессы очень сильно взаимосвязаны. Из этого следует, что, если мы хотим развивать информационную систему комплексно, функцию развития IT и АСУТП разделять нельзя.
Остается ответить на вопрос: «кто должен взять на себя ответственность за реализацию сервисных функций IT и АСУТП», а «кто – за реализацию функции комплексного развития информационной системы BI+ERP+MES+АСУТП»? Последним должна заниматься централизованная/единая специализированная служба – IT служба, или Департамент по IT бизнеса, или аффилированная к бизнесу ООО IT. Сейчас не важно, как она называется. А сервисом кто? Опять-таки, если учитывать последние тенденции, ремонтные службы в крупном бизнесе централизуются, трансформируются в централизованную сервис услугу… У них появляется сервис методология и соответствующие навыки, которые позволяют им наиболее эффективно работать и с клиентами, и с издержками. Они специализируются на сервисе. И вроде к ним тяготеет сервис IT и АСУТП. Но на практике не всё так просто. Реальная централизация ремонтных служб идет со скрипом. Производственники всячески упираются и блокируют. Они не хотят выпускать из сферы своего влияния оборудование. Поэтому, как правило, в больших бизнес компаниях функцию централизованного сервисного обслуживания IT стала забирать на себя «IT служба». Они подошли к этому более системно, и менее болезненно для производственников. «Системность» обеспечивалась применением отработанных технологий. Например, ITSM. «Менее болезненно» - все-таки IT оборудование пока не так критично, как технологическое. И к тому же сервис функцию АСУТП, как правило, они не брали в сферу своей деятельности. Но сейчас, после успешного освоения сервисной функции, они начинают об этом задумываться. Задумываются как консолидировать под собой и функции развития и функции сервиса, в том числе включая и АСУТП. Что-то в этом есть… Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=50396