Эффективное ERP/MES/АСУТП
публикация - 2017-08-16 cоздание - 2017-08-08
Обоснование стратегии производственного IT. Ч.6 из 10
«Адаптивный бизнес» – это бизнес, который максимально быстро и качественно реагирует на внешние и внутренние изменения. Во главе угла - СКОРОСТЬ коррекции и корректирующих действий. Здесь надо понимать одну простую истину: скорость реакции определяется «барьерами» в учетных и управленческих информационных потоках. Максимальная скорость достигается минимизацией горизонтальных и вертикальных барьеров в организационной и информационной структуре бизнеса.
Видение перехода к адаптивной модели управления бизнесом. На текущий момент для многих оно может показаться фантазией, но именно с нее начинается любое видение.
Информационная структура является продолжением организационной структуры управления бизнесом. Можно наоборот, но на практике… При формировании видения цифровой трансформации «IT клиента» необходимо отталкиваться от структуры управления бизнесом.
Принципиально существует две модели управления бизнесом: традиционная вертикально-интегрированная и перспективная горизонтально-интегрированная:
Вертикально - интегрированная система управления характеризуется иерархичной структурой со множеством уровней управления. В такой структуре много вертикальных и горизонтальный уровней, что не позволяет реализовать потенциал современных информационных технологий в части скорости реакции на изменения. Многочисленные уровни являются препятствием к свободному информационному потоку как в части учета данных, так и в части управленческих решений. Отсюда - низкая прозрачность и скорость реакции.
Горизонтально-интегрированная система управления представляет собой управление вдоль материального потока создания ценности. Вертикальные уровни минимизированы. На уровне исполнителей реализована сетевая ячеистая структура: самоуправляемые ячейки, связь между которыми обусловлена логикой производства. Минимизация горизонтальных барьеров осуществляется сквозным управлением вдоль всего производственного потока.
Вертикальная система управления в условиях слабо развитого информационного пространства в свое время была оптимальным решением. Да, слабая прозрачность, низкая скорость реакции на изменения, но приемлемая управляемость. Так было у всех. Равные конкурентные возможности.
С развитием информационных технологий передовые бизнес-компании начинают осознавать новые возможности в части совершенствования структуры управления. Они начали реализовывать, где-то осознанно, а где-то интуитивно, поэтапный реинжиниринг вертикальной системы управления на горизонтальную, тем самым воплощая в жизнь новые конкурентные преимущества: у «передовиков» появилась возможность консолидировать/укрупнять бизнес с профильным функционалом, развивать инсорсинг/аутсорсинг сервисных служб, выводить непрофильные функции из состава основных, снижать уровни управления в профильном бизнесе, внедрять самоуправляемые команды на уровне исполнителей, реализовывать сквозное управление по процессам… Это позволяет им максимально реализовать потенциал информационных технологий в части коммуникации, автоматизации, оптимизации и прогнозирования.
Достижения «передовых» бизнес-компаний стимулируют «отстающих» предпринимать те же шаги. Хотят они этого или нет, наступает новая реальность, чтобы удержаться наплаву приходится заниматься непопулярными реформами. 
Горизонтальная структура управления бизнесом позволяет реализовать в полной мере функционал современных информационных технологий и как следствие, «адаптивный бизнес». Именно её целесообразно брать за базу в качестве разработки стратегии цифровой трансформации. Что это означает с точки зрения информационных потоков: учетных и управленческих?
Учетная информация поступает в «единый» мозговой центр – вычислительный центр/сервер, который формирует управленческую информацию. В горизонтальной системе управления базовые процессы «планирование», «исполнение», «контроль исполнения», «коррекция/корректирующие действия» идут вдоль материально потока создания ценности. Соответственно, информационные учётные и управленческие потоки максимально реализуются на информационном уровне «прилегающим» к материальному потоку. Детально это можно представить так:
- Планирование в условиях горизонтальной структуры управления централизовано. Это позволяет организовать сквозное быстрое перепланирование всего материального потока в зависимости от внешних и внутренних возмущений и стратегических целей компании на требуемый период времени: оперативный, среднесрочный, долгосрочный, тем самым реализуя гибкое планирование (кanban + agile). Что это нам дает? С точки зрения конкурентоспособности – скорость адаптации. С точки зрения управления - автоматизацию целеполагания (KPI) путем формирования актуальных сменно-суточных заданий (ССЗ) для каждого работника компании, каждого агрегата в зависимости от стратегических целей и… текущего состояния. У каждого работника и агрегата своя актуальная цель. Видение цифровой трансформации в части планирования – единая автоматизированная сквозная система планирования, поток персональных актуальных ССЗ/KPI.
- Исполнение в горизонтальной системе управления максимально делегировано на уровень самоуправляемых производственных команд, в которых реализован встроенный контроль и помощь при исполнении ССЗ/KPI (scrum). Качество исполнения ССЗ/KPI реализуется путем внедрения стандартизированной работы вплоть до уровня действий или повышением уровня автоматизации. Стандарты в совокупности с ССЗ/KPI должны отвечать на вопрос: КТО, ЧТО, КАК, ГДЕ и КОГДА должен делать. С точки зрения видения цифровой трансформации НСИ должна включать в себя нормирование вплоть до стандартизации действий. Детальное унифицированное нормирование. Без автоматизации умственного труда сделать проблематично. Отсюда внедрение big data.
- Контроль исполнения в условиях, когда у каждого работника, агрегата есть актуальные ССЗ/KPI, подразумевает сопоставление цель-факт: у каждого ССЗ/KPI должно быть фактическое значение. С точки зрения видения цифровой трансформации – у каждого CCЗ/KPI должен быть факт, что позволяет реализовать оперативный сквозной контроль исполнения.
- Корректирующие действия возникают тогда, когда есть отклонение от ССЗ/KPI. У каждого отклонения есть причина. Исключение причины отклонения находит свое отражение в улучшение нормативов и стандартов. Параметров НСИ. Так осуществляется постоянное развитие бизнеса. С точки зрения видения информационного развития – на каждое отклонение должна быть реакция: либо улучшение нормативов и стандартов, либо обучение, либо наказание. В этом помогает цифрового моделирование (big data).
Итого
- Структура информационного пространства горизонтальная: учет – датчики, АСУТП + АРМ, управление материальным потоком APS/MES, PLM/PDM, ERP трансформируется в единую автоматизированную систему управления бизнесом. Единый мозговой центр – сервер управления всеми технологическими и базовыми бизнес процессами, в котором реализовано централизованное планирование, сквозной контроль исполнения, адаптация НСИ с помощью инструментариев BIG DATA.
- Вся исходная информация будет собираться в едином хранилище данных в нормализованной/стандартизированной форме, позволяющей реализовать автоматическое планирование, контроль исполнения, анализ причин отклонений, формирование и корректировку «цифровых двойников» ТП и БП, необходимых для определения оптимальных параметров НСИ. Отсюда понятие стандартизированная шина данных и единое НСИ.
- Вся нормативно-справочная информация вплоть до нормативов исполнения для планирования, исполнения, контроля исполнения, корректирующих действий будет находится в единой унифицированной НСИ.
Планирование будет осуществлять путем перепланирования всего материального потока при возникновении внутренних и внешних неплановых изменений, а также при корректировке стратегических целей, что обеспечит максимальную адаптацию бизнеса.
- Планирование осуществляется на базе единой расчетной модели – «автоматизированного сквозного графикователя»: на оперативный, среднесрочный, долгосрочный период. Это позволит существенно повысить скорость и качество планирования. Организовать динамическую оптимизация управления имеющимися ресурсами. «Автоматизированный сквозной графикователь» позволит налету определять оптимальные сценарии производства заказов в зависимости от Ebitda сценария при заданных ограничениях… Тем самым реализуя высокий уровень адаптивности бизнеса.
Результатом планирования является поток актуальных ССЗ/KPI, выдаваемый на уровень исполнения.
- Неплановые возмущения идентифицируется путем сопоставления ССЗ/KPI с фактическим значением, что позволяет определить конкретный процесс, где произошло отклонение.
- Отклонение от CCЗ/KPI подвергается автоматизированному причинно-следственному анализу, корректировкой «цифровых двойников» ТП и БП, актуализацией НСИ, что реализует принцип самонастройки систему управления. Еще один существенный вклад в повышение уровня адаптации бизнеса. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=50428