Трансформация под цифровизацию
публикация - 2022-01-13 / cоздание - 2022-01-13 - новое
Применение кайдзен в управлении потоком


Сейчас на передовых российских предприятиях сильно продвигается тема «кайдзен» — это повсеместное вовлечение персонала бизнеса в устранение потерь.

Такой подход очень здорово позволяет развить у менеджеров, специалистов и рабочих хозяйский подход: хороший хозяин всегда, когда видит какую-то неэффективность, старается ее устранить. Не только дома, но и на своей работе. Но с точки зрения финансовых показателей бизнеса такой подход не всегда дает ощутимый результат и его целесообразно адаптировать.
Текущий подход подразумевает обучение персонала «8 видам потерь», выявлению потерь, реализации «кайдзен» - как способ устранения потерь. Пришел на работу, выявил потерю, устранил ее. Подразумевается, что если каждый будет реализовывать такой подход, то он будет приносить эффект бизнесу. Но на практике, эффект оказывается не столь значительным: есть потери, которые очень сильно влияют на финансовый результат, а есть и такие – устранение которых может, наоборот, его снизить. А нам целесообразно в условиях ограниченных ресурсов устранять только те потери, которые всех сильнее снижают финансовый результат.
Целевым подходом для кайдзен является реализация принципа «устранение потерь, которые снижают ценность для клиента». А как это сделать на практике? Это можно сделать, путем внедрения сквозного управления потоком создания ценности по циклу PDCA [планируй, делай, проверяй, реагируй]. Логика следующая. Сквозное оперативное планирование исполнения заказов в потоке позволяет сформировать актуальные сменно-суточные задания для каждого рабочего места. По сути, исполнение этих сменно-суточных заданий и является самой главной ценностью для любого работника. Ведь когда мы планируем, мы вытягиваем потребность от конечного и внутреннего клиента вдоль потока создания ценности до непосредственных исполнителей. Если все будут выполнять свои сменно-суточное задания [ценность для клиента], то финансовый результат потока будет максимален – строго в соответствии с тем, как мы спланировали – синхронно и по оптимальным маршрутам. Так вот в силу того, что рабочие места в потоке создания имеют свою вариативность [изменчивость], постоянно возникают отклонения. Отклонения в создании ценности. Это и есть те потери, с которыми необходимо работать в первую очередь, для того чтобы максимизировать финансовый результат. Произошло отклонение при исполнении сменно-суточного задания [потери в создании ценности], применили кайдзен [нашли решение по устранению причин отклонения и внедрили его] и … обязательно стандартизировали его [закрепили эффект в конструкторской и технологической документации, в нормативах, в стандартах действий и взаимодействий, в стандартах рабочих мест…]. Отклонение-кайдзен-стандарт. Очень важный принцип для комплексной реализации сквозного процессного управления, так как он позволяет встроить постоянное развитие потока создания ценности в бизнес-системе.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=10960