Методы и инструменты повышения эффективности
публикация - 2022-12-09 cоздание - 2017-01-01 - из архива
TQM - всеобщее управление качеством
Идеальной работы потока не достичь без стабильного качества. Не качества продукции, а качества процессов, из которых складывается не только качество продукции, но и загрузка оборудования, себестоимость, надежность исполнения заказов... Наилучшим методом решения этой проблемы является внедрение TQM, которое позволяет вовлечь в работу с качеством всех участников процесса."Качество на каждом переделе".
SOP - это концепция обеспечения качества процессов за счет стандартизации действий. Не формализованное описание процессов в технологической инструкции, не цели и коридоры технологического процесса в технологических регламентах, а именно порядок элементарных действий, из которых складываются и цели, и технологический процесс, эффективность бизнеса. Это совершенно другой уровень технологии и производства: философия, производственные отношения, отношение к развитию… Основная задача SOP - решение проблемы стабильности/воспроизводимости процессов. А что с улучшением процессов?

TQM - всеобщее управление качеством - решает проблему вовлечения персонала в работу по стандартам действий и их развития. По сути TQM отражает механизм внедрения повсеместной стандартизированной работы, основанной на лучших практиках.

Внедрение TQM подразумевает реализацию следующих этапов:

- повышение прозрачности
У любого производства есть цели. Соответственно, есть спрос за их исполнение. Если человек не может достичь поставленных целей, то при жестком спросе, он будет выживать: стараться выполнить цель, если не получается... врать, искать крайних… Таких большинство. Это природа человека. Но ослаблять спрос нельзя, так как приведет к ухудшению дисциплины. Поэтому нужно создавать такие условия, когда врать не будет смысла. Автоматизация учета не позволяет решить проблему, так как и ее можно обмануть. Проблему решает полная автоматизация процессов, но к этому нам еще долго шагать. На практике прозрачность решают путем формирование управляемых конфликтов, либо… «натягиванием струны» - разгоняют среднесуточное производство, снижают запасы, минимизируют избыточные уровни управления… Смысла нет врать, сразу все вылезет на поверхность.

- формирование внутренних ресурсов для работы со всеми отклонениями
Прозрачность приводит к резкому «увеличению» отклонений. Не потому что их не было. А потому, что их «фильтровали». Из опыта, их на порядок больше, чем в отчетной информации. Встает вопрос, что с ними делать? Имеющихся ресурсов – инженеров технологов для этих целей явно не хватает. И увеличивать их на порядок довольно дорого. Проблема решается путем делегирования ответственности за отклонения на уровень исполнения. Т.е. путем сокращения избыточных уровней управления и формирования малых производственных ячеек по типу команд, способных взять на себя ответственность за качество. Отсюда слово «всеобщее» в аббревиатуре TQM.

- повышение оперативности решения проблем
Толку не будет, если решение проблем будет вязнуть в административных барьерах. И прозрачность вроде есть и ресурсы. Но очень много согласующих. Опять-таки проблема решается минимизацией избыточных уровней управления и контроля, т.е переход с вертикальной многоуровневой на плоскую сетевую модель управления.

- повышение воспроизводимости (стабильности) процессов
Стандартизация действий(SOP) необходима для того, чтобы проблема либо отклонение не появлялось вновь. Она начинается со стандартизации основных операций и действий для одного работника, потом для группы работников, далее стандартизация принятия решений… Здесь надо иметь несгибаемое намерение. Люди не любят работать по стандартам.

- улучшение процессов
Внедрение процессного управления (цикла PDCA/ SDCA) необходимо для того, чтобы стандарты действий отражали лучшие практики. Отклонение - первопричина - стандартизация - обучение. Т.е. потребуется реформа технологического управления: не локальные технологи, а технологи по процессу.



PS
Методология поиска первопричин. Есть три метода поиска первопричин проблемы: экспертный, статистический анализ, оперативный анализ. Первый осуществляется путем опроса экспертов, второй – сбора массива данных и поиска причин проблем на основании найденных взаимосвязей, третий – работа по «горячим следам» - произошло отклонение, локализовали место возникновения проблемы, устранили.
Третий способ самый эффективный, если он заканчивается станадартизацией действий. Экспертный очень субъективный. Статистический анализ требует времени для сбора массива данных, а это отлаживает решение проблем на неопределенный срок. Оперативный анализ позволяет быстро по «скачку» результирующего параметра найти первопричину и далее стандартизировать действие ее исключающее. Но его реализация потребует трансформации системы производственного управления.

Помимо вышеуказанных этапов придется решать проблемы:
- управления большим объемом стандартов (хорошо решается за счет автоматизации),
- тотальное постоянное обучение персонала (хорошо решается также за счет автоматизации)
- повышение эффективности контроля: развитие самоконтроля и встроенного контроля.
ssman.ru - люди сильные духом +
количество посещений=94354