Под зонтиком IT
публикация - 2024-09-08 / cоздание - 2017-11-11 - из архива
Сломай «IT - стереотип»


«IT» несет в себе всё передовое. Тем не менее, у нее уже сложились определенные стереотипы, которые мешают ей активно развиваться. Речь о стереотипах в части представления структуры информационного потока. Я извиняюсь за некоторое повторение, но для закрепления, порой это необходимо.

Всем добросовестным айтишникам известна пирамидальная структура информационного потока: в основании на первом уровне – датчики, на втором – АСУТП, на третьем - MES, на четвертом – ERP, на пятом – BI. Под неё затачивается всё аппаратное и программное обеспечение. А это означает, что автоматизируется вертикальная многоуровневая система управления бизнесом. В этом «IT» видит основной вектор развития применительно к массовому производству. Горькая ошибка... Тратятся колоссальные ресурсы: деньги и время, для того чтобы в последствии сказать… к сожалению первая волна автоматизации прошла неудачно, начинаем вторую. А после – вторая неудачно, начинаем третью… Передовые компании уже осознали, что это тупиковый путь. Необходимо сначала стандартизировать и упорядочить бизнес и технологические процессы, а потом заниматься автоматизацией, но уже упорядоченных процессов.
Когда приступают к описанию, стандартизации и упорядочиванию процессов, возникает вопрос: «Что является критерием эффективной стандартизации и упорядочивания?». Не понимая этого, опять начинают делать ошибки. Как только описали процессы, появляются идеи по устранению локальных нестыковок и дублирований, убеждая всех, что это приведет к снижению потерь. Как правило, на практике это ни к чему хорошему не приводит. Сегодня там натянули, здесь растянули. Завтра в другом месте натянули, а где-то перетянули… В конце концов начинают осознавать, что и такой подход тоже тупиковый. Всё дело в том, что нет понимания сути, за счет чего достигается операционная эффективность бизнеса. Из неё то как раз и становится понятно почему локальные улучшения бизнес - процессов не дают эффект.
Когда мы говорим про бизнес - процессы, мы должны говорить про эффективность взаимодействия в целом. Нам необходимо, чтобы работа всех объекты потока создания ценности была максимально согласованна между собой, с потребностями клиентов, с бизнес-целями и ограничениями. Это возможно достичь, только в системе, в которой реализована быстрая реакция на изменения. Представьте визуально перед собой весь поток создания ценности: формирование корзины заказов, проектирование, закупки, доставка сырья и материалов, многостадийное производство, отгрузка, доставка готовой продукции. Нам важно, чтобы процессы, обслуживающие поток быстро могли его балансировать при изменениях на рынке, в производстве, в отгрузке и доставке, в закупках. Такое возможно, если нам удается реализовать быстрое перепланирование всего потока при неплановых изменениях, быструю реакцию при отклонениях, не только в части их устранения, но и исключения их в будущем. А для этого нужно иметь не пирамидальный информационные поток, а сквозной плоский вдоль потока создания ценности. Пирамидальный информационный поток содержит очень много вертикальных и горизонтальных барьеров в прохождении информации. Поэтому он не может отработать функцию быстрой реакции. Отсюда никакая автоматизация в рамках пирамидальной информационной структуры максимального эффекта не даст. Необходимо сначала преобразовать пирамидальный информационный поток, в плоский, что потребует соответствующей трансформации бизнес - процессов. То-есть сначала мы должны описать действующие бизнес - процессы и стандартизировать их. Это необходимо сделать для минимизации рисков, связанных с последующей трансформацией / упорядочиванием бизнес - процессов в плоскую структуру. А вот упорядочивание стандартизированных процессов осуществлять исходя из условия минимизации вертикальных и горизонтальных барьеров для ускорения потока информации. В идеале любое изменение в потоке должно иметь соответствующую онлайн реакцию. То бишь быстрое перепланирование, коррекция и корректирующие действия. А для этого нужно иметь плоские бизнес - процессы, из которых вытекает плоский информационный поток, без «информационных дыр». Ну, а вершиной развития станет последующая автоматизация плоского информационного потока. В этом случае эффективность взлетит до небес. Бизнес будет мобильным и гибким. Сверхконкурентным.
Совсем недавно на IT конференции в Европе, посвященной теме развития информационных технологий в металлургическом бизнесе, я еще раз убедился в адекватности выше сказанного. Там выступали передовики. Они рассказывали не только о своих достижениях, но и о проблемах внедрения. По моим скромным прикидкам они нас опережают лет на десять. Это плохо, но, с другой стороны, мы можем поучиться на их ошибках, которые они и не скрывали:
- нельзя автоматизировать нестабильные процессы;
- нет смысла автоматизировать пирамидальную информационную систему, так как это не дает ощутимых результатов;
- сначала надо стабилизировать действующие бизнес - процессы, потом их упорядочить в плоскую архитектуру, а уж потом заниматься автоматизацией.
Сломай «IT стереотип». Это очень нелегко. Нам важна не пирамидальная, а плоская структура информационного потока, а для этого придется сначала трансформировать действующие бизнес - процессы. Вопрос: кто это будет делать?

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=72997