Под зонтиком IT публикация - 2024-08-02 / cоздание - 2017-11-11 - из архива MES-центр: … от упорядоченных бизнес - процессов к их сквозной автоматизации
В арсенале «IT» сейчас появляется все больше продуктов для автоматизации процессов управления и исполнения: АСУТП, MES, ERP, big data. Продукты есть, но заказчику: заводу и УЦП, нужно комплексное решение: продукт + его внедрение.
Сейчас многие «IT» компании созревают до необходимости формирования в своих структурах таких компетенций как «бизнес - экспертиза» и «бизнес консалтинг». Хороший способ предоставления заказчику продукта под ключ: продукт плюс сопровождение внедрения. Заказчику уже мало IT продукта, ему нужно готовое эффективное IT решение. Отсюда лозунг: «Мы идем к заказчику не с IT продуктом, а готовым IT решением».
Из комплексной стратегии «IT» естественным образом вытекает стратегия внедрения АСОУП / MES – автоматизированной системы оперативного управления производством, но как «стратегия расширенного внедрения APS/MES».
АСОУП – направлена на автоматизацию прозрачных, стандартизированных и упорядоченных процессов оперативного управления производством, а лучше работы всех объектов потока создания ценности. Это правильно с точки зрения стратегии. Но… прежде необходимо сформировать условия для стандартизации и упорядочивания бизнес - процессов. Для этого необходимо вовлечь персонал клиента «IT». Вовлечь в «страшное» … в трансформацию действующих процессов - не простая задача.
От локального модульного к сквозному процессному управлению. Для реализации адаптивной модели управления бизнесом нам важно организовать «сквозную» автоматизацию процессов: планирования - сквозное графикование объектов потока, учета - в соответствии с логикой планирования, контроля - сквозной детализированный контроль отклонений и корректирующих действий - сквозной анализ/сквозное НСИ.
Сама по себе автоматизация процессов создает только возможности. А вот то насколько эти возможности будут использованы бизнесом зависят от его мотивации и намерения внедренцев. Как правило, бизнес внутри не заинтересован в перестройке своих процессов. Чревато рисками. Поэтому приходится ему в этом помогать. Иногда настойчиво.
А что нужно сделать для того, чтобы возможности цифровых технологий были использованы на практике? Первое – вовлечь бизнес в описание и стандартизацию своих процессов. Второе – вовлечь в их упорядочивание на основании лучших практик: диагностика процесса на предмет узких мест, устранение «узких мест», последующая стандартизация с их унификацией, автоматизация бизнес - процессирования. Сразу возникает вопрос? Кто должен организовывать стандартизацию и упорядочивание бизнес - процессов для их последующей автоматизации? Понятно, что эту работу должен выполнять сам бизнес. Но как его к этому стимулировать?
Необходимо осваивать методологию вовлечения в изменения. Тема тонкая. Основывается на чередовании «стимулов» и «мотивов».
Хорошими стимулами является организация здоровой конкуренции. В нашем случае важно запустить процедуры описания процессов их стандартизации и упорядочивания. Необходимо определится с критериями. Помочь какому-то инициативному участнику стать лидером для формирования конкуренции. Сформировать лучшего. А далее на основании сравнительной визуализации стимулировать отстающих для достижений результата лучшего. Визуализация – это не только красный, желтый, зеленый. Это в широком смысле. Демонстрация лучшего опыта всегда будет стимулировать отстающих. Кто-то хочет стать первым, кто-то боится быть крайним. Хороший стимул для вовлечения.
Понятно, что одними лишь стимулами хорошего вовлечения не построишь. Необходима активация мотивов. Хорошим вариантом является создание возможностей для саморазвития в среде внедрения. |