Под зонтиком IT публикация - 2024-07-08 / cоздание - 2017-11-11 - из архива Трансформация информационной системы: как вам идея SCM/ERP+APS/MES?
Об идее объединения SCM/ERP c APS/MES всё чаще начинают говорить передовики в области развития информационных производственных технологий. Если раньше SCM – управление цепочками поставок однозначно позиционировалось на 4-ом информационном уровне, на уровне ERP, то сейчас приходит понимание, что SCM надо имплементировать на третий информационный уровень, где реализуется MES. Ау, MES, подвинься, похоже не тебе одной торчать на третьем уровне ИС.
SAP ERP и ему подобные информационные продукты внедряли, прежде всего, как учетную систему, начиная с финансового и бухгалтерского учета, но со временем появилась потребность в реализации помимо учета управленческих функций. Факт есть, а для управления нужны цели или плановые значения. Суть управления заключается в сопоставлении плановых / целевых значений с фактическими, при возникновении отклонений - отработка корректирующих действий. Хоть ERP и переводится как «планирование ресурсов предприятия», на деле же она таковой не является. В ней как раз планирования и нет, сплошной голимый учет, а плановые значения и цели вносятся в ERP ручками, после того как их рассчитали на всеми любимом Excel. Чтобы исправить эту ситуацию на рынке стали появляться различные автоматизированные модули планирования для имплементации их на уровне ERP. Кстати, SAP тоже предложило свое решение – SAP APO, которое почему-то не получило массового распространения. В основу идеи планирования включили управление цепочками поставок – SCM, которое, если крупными мазками, представляет собой – прием заявок от клиента, формирование корзины заказов, укрупненное разузлование заказов, планирование последовательности производства, планирование закупок и обеспечения сырьем / материалами. Все бы ничего, но SCM, если ее кому-то реально удалось внедрить, не позволяла получать весь набор планов с требуемым качеством. Планы, которые эффективно бы согласовывались с реальным производством, сбытом и снабжением. Дело в том, что SCM оперирует укрупненными нормативами и маршрутами материального потока, и к тому же не способно быстро реагировать на изменения. В результате получили две системы: одна, SCM, рассчитывает укрупненные планы по управлению потоком создания ценности, другая на местах – вынуждена учитывать текущие реалии, постоянно оперативного корректировать имеющиеся планы, что по сути является внутренней довольно самодостаточной системой оперативного планирования. Не только производства, но и сбыта, и снабжения. В результате имеем две системы планирования, на разных информационных уровнях, которые плохо согласуются друг с другом. Одна реализована на уровне EPR, четвертом информационном уровне, другая на третьем уровне, на котором реализована MES. Хотя последнее не верно. На практике, помимо MES – производства, на третьем уровне довольно активно реализуется управление закупками, отгрузкой, снабжением. Правда в основном при помощи Excel и электронной почты.
Передовики в области развития информационных систем уже давно пришли к идее максимальной интеграции SCM/ERP и APS/MES, но она невозможна на разных информационных уровнях. Поэтому они сейчас активно стараются «перевезти» управление цепочками поставок на третий информационный уровень, там же где находится MES, АСУЖД, АСУ автотранспорта… На этом уровне SCM расширяется, детализируются нормы, детализируются параметры планирования вплоть до графикования агрегатов и операций. На этом уровне SCM позволяет повысить реакцию на изменения, путем повышения скорости перепланирования за счет автоматизации. Да, передовики идут в этом направлении. И нам бы стоило у них уму разума набраться.
Вообще, если посмотреть на мировые передовые тенденции, то информационное обеспечение многих бизнес - процессов начинает «переезжать» на третий информационный уровень. Ближе к потоку создания ценности. Это и понятно. По-другому не повысить скорость реакции на изменения. Не повысить гибкость и мобильность бизнеса. На этом уровне бизнес - процессы находятся максимально близко к потоку создания ценности, что позволяет оперативно получать данные о текущем состоянии объекта управления и оперативно воздействовать на него. Третий информационный уровень прямо - таки магически на себя начинает затягивать все базовые бизнес - процессы. Моя чуйка подсказывает, что со временем на него переедут все бизнес - процессы, включая и финансы, и бухгалтерию и персонал… Ведь именно на этом уровне возможно будет формировать онлайн плановую себестоимость в зависимости от различных сценариев функционирования материального потока. А это позволяет реализовать идею динамической оптимизации бизнеса: работать только по тому сценарию функционирования материального потока, который приносит максимальную EBITDA. Не мечта ли это акционеров? |