Под зонтиком IT публикация - 2021-12-01 / cоздание - 2017-11-11 - из архива «MES – школа» как школа по развитию бизнес - процессов
Для эффективного внедрения большого организационного проекта, который охватывает многочисленный производственный персонал, недостаточно узкое знание конкретной роли конкретным участником, важно широкое понимание в рамках всей функциональности проекта. Обучение должно быть направлено как на конкретику, так и на понимание… сути и смыслов. В этом случае оно становится не столько стимулирующим, сколько мотивирующим фактором. Что очень важно для достижения результата и… его закрепления на практике.
К процессу обучения можно подойти формально. Провести обучение только в рамках узкой функциональности. И поставить галочку. Такой подход, наверное, сработает для роботов, но не для людей. Важна организация комплексного обучения.
С запуском проекта АСОУП – автоматизированной системы оперативного управления производством, организация эффективного обучения становится, пожалуй, одной из основных задач. Тема - большая и емкая. Затрагивает все основные бизнес - процессы производства: планирование, контроль исполнения, корректирующие действия… в разрезе исполнения объемов производства управления качеством, складами и логистикой… Затрагивает сферу деятельности большого количества персонала: от директора до оператора. Учитывая глобальность проекта и важность комплексного обучения, целесообразно организовать «MES – школу», которая бы охватывала как концепцию развития оперативного управления производством, так и конкретные методы, и инструменты. С одной стороны, персонал должен понимать какие изменения будут происходить на его рабочем месте и что ему потребуется сделать для эффективного освоения новых практик. С другой - для того, чтобы достичь синергии усилий, персонал должен понимать в чем суть изменений в целом для производства и бизнеса.
Исходя из этого была разработана комплексная программа тренингов «MES-школы», отвечающая на вопросы:
- «Что такое АСОУП / MES?»: в чем суть, основная задача, какой эффект, сферы применения, какие ожидаются изменения…
- «Что такое бизнес - процессирование?»: зачем нужно описывать бизнес - процессы при внедрении АСОУП, что такое процессная модель, какие бизнес - процессы относятся к сфере деятельности АСОУП.
- «Что такое информационный поток АСОУП и как он согласуется с бизнес-процессами?»: что такое эффективный информационный поток, можно ли заниматься развитием информационного потока без изменения бизнес - процессов, что первично – информационный поток или бизнес - архитектура.
- «Из каких фаз состоит внедрение проекта АСУОП?»: подготовительная фаза, описание текущей бизнес - архитектуры, разработка целевой бизнес - архитектуры, переходная фаза, постоянное развитие АСОУП.
- «Как организовать эффективно работающие бизнес - процессы?»: оперативное планирование, сквозной контроль исполнения, диспетчеризация и корректирующие действия, управление нормативно - справочной информацией…
- «Как организовать эффективные рабочие места, обеспечивающие функциональность АСОУП?»
- «Как эффективно управлять изменениями?»: обучение, приучение, визуализация…
Тренинги бизнеса должны осуществляться экспертами по направлениям. Их необходимо обучать эффективным методам донесения до конечных пользователей информации.
Эксперты тоже люди. Живые люди. Хорошо знают свой предмет, но… умение эффективно доносить информацию до производственного персонала, для большинства из них новая и очень непростая задача. Здесь предстоит не только понятно и грамотно оформить свои мысли в формате презентаций, но и публично донести их конечному пользователю. Все это требует приложения усилий и порой немалых. |