Под зонтиком IT публикация - 2023-02-28 / cоздание - 2017-11-11 - из архива Механизмы внедрения: обучение, приучение и … визуализация
Мы знаем «ЧТО ДЕЛАТЬ», мы не понимаем «КАК ВНЕДРЯТЬ». Когда речь заходит о внедрении конкретных методов и инструментов по повышению эффективности действующего производства, часто звучит вопрос не «ЧТО?», а «КАК?». А когда вы взяли на себя обязательства по внедрению такого сложного проекта как АСОУП / MES - автоматизированной системы оперативного управления производством, то здесь нужна некая эффективная комплексная методология внедрения. Мы все понимаем, что если просто выпустить организационный приказ, то он сам по себе ничего не изменит. Для достижения результата необходимо приложить колоссальную энергию.
Персонал десятилетиями работает по определенной отработанной методологии. Реализация проекта MES привнесёт в неё существенные изменения: появятся новые методы и инструменты, которые необходимо будет освоить и применять на практике. «Всю жизнь работал вот так, а теперь мне предлагают работать по-новому». Одним «обучением» эту проблему не решить, необходимо будет «приучать» людей работать в новых условиях.
«Обучение» и «приучение» в чем разница? Через «обучение» мы объясняем персоналу «зачем это нужно и что нужно сделать?»: какой эффект, цели, задачи, методы и инструменты. Через «приучение» мы стимулируем персонал применять новые инструменты на практике. Применять правильно. Знание далеко не всегда приводит к применению. Для применения необходимо приложить усилия.
Механизм внедрения №1: «Обучение» должно быть комплексным. Не в отрыве, а во взаимосвязи. Не отдельный обособленный инструмент, а логично связанные между собой методологии и инструменты. Если тема большая, например, охватывающая основополагающую сферу деятельности бизнеса – производство, целесообразно сформировать и запустить в работу MES-школу, в которой ключевой персонал будет максимально доходчиво погружаться в тему: в чем суть преобразований, что такое MES, моделирование бизнес - процессов, идентификация процессов MES, действующая и целевая бизнес - архитектура, действующая и целевая техническая архитектура, методы и инструменты MES, этапы и алгоритм внедрения… В качестве коучеров определить экспертов по направлениям как со стороны внедренцев, так и со стороны консультантов. По сути материалы тренингов MES-школы будут представлять из себя содержательную концепцию развития оперативного управления производством, из которой будет понятны критерии эффективности внедрения проекта. Последнее крайне важно, как для целеполагания менеджеров от бизнеса, так и для «приучения» линейного персонала к новым методам и инструментам MES.
Механизм внедрения №2: «Приучение» должно быть основательным. Проект MES приведет к трансформации не только действий конкретных специалистов, но и адаптации сложившейся десятилетиями бизнес - архитектуры. Многие привычные практики придется перестраивать. В первую очередь это относится к процедуре оперативного планирования, контроля исполнения, коррекции и корректирующих действий. Уровень планирования максимально автоматизируется. Контроль исполнения станет существенно прозрачнее, что потребует более основательного подхода как к стандартизированной работе, так и к корректирующим действиям. Преобразования коснуться многих. И многих придется буквально «приучать» к новым практикам. Отсюда важно четко понимать критерии эффективности внедрения как этапов проекта, так и конкретных инструментов. Это нужно как для унификации оперативного управления производством, так и для стимулирования персонала к успешному освоению нового инструментария.
Механизм внедрения №3: Визуализация «обучения» и «приучения» должна быть публичной и стимулирующей. Проводится «обучение», материалы должны быть доступны не только группе обучения, но и всем желающим лично развиваться. Это мотивация. Проводится «приучение», оценка соответствия критериям внедрения должна быть визуализирована как для приучаемых, так и для менеджмента завода и компании. Это стимулирование к достижению результата. Наиболее эффективно такая визуализация работает на внутреннем информационном портале компании, который использует как линейный персонал, так и высшее руководство.
Особая тема в «приучении» отводится аудитам соответствия критериям эффективности. Для организации аудитов потребуются понятные критерии проверки, обученный ключевой производственный персонал и… адекватные аудиторы.
Критерии проверки должны быть направлены на готовность бизнеса к внедрению и, собственно говоря, на эффективность внедрения новых практик. Для примера по проекту АСОУП / MES: критерии готовности к внедрению проекта направлены на описание, стандартизацию и упорядочивание действующих бизнес - процессов; критерии внедрения проекта – на соответствие целевой бизнес – архитектуре.
Аудит соответствия критериям эффективности проекта должен осуществляется не менее чем раз в месяц по организационным объектам материального потока. Аудиторы - представители группы внедрения и бизнеса. На первом этапе акцент на готовность к внедрению, на втором – непосредственно на внедрение проекта.
По результатам аудита осуществляется публичная визуализация для стимулирования к эффективному внедрению проекта. Как правило это сравнительная визуализация в формате «светофор»: лучшие и отстающие. При аудите рассматриваются не только соответствие критериям проверки, но и лучшие практики, проблематика. Результаты аудита начинают воздействовать на среду внедрения, если им придает значение высшее руководство. Способ визуализации результатов – на внутреннем сайте, через почтовую рассылку.
Простым обучением проблему эффективности внедрения проекта не решить. Важно не просто знание, но и умение и желание работать с новыми методами и инструментами, что возможно только через настойчивое «приучение».
Чтобы действительно внедрить такой сложный проект как АСОУП / MES, потребуется затратить колоссальную энергию. Но без этого никуда. В основе эффективности всегда лежит тяжелая кропотливая работа и… несгибаемое намерение добиться результата. |