Под зонтиком IT
публикация - 2023-01-23 / cоздание - 2017-11-11 - из архива
Тонкая тема – управление сознанием


Стоит признаться, что на текущий момент «IT» в большей мере заточен на проектный подход при внедрении. Есть задача внедрить программный или технический продукт, для внедрения составляется ресурсный план и организуется контроль исполнения… Все просто - продукт, план внедрения, контроль исполнения… В этой последовательности нет только одного – человека

Наверное, это будет звучать занудно: «Без вовлечения персонала бизнеса – результата не будет». Но к сожалению, для многих проектных менеджеров – в одно ухо влетело, в другое вылетело. Проектные менеджеры не понимают этого. Не понимают тему вовлечения персонала бизнеса в реализацию проекта. Как правило, им понятны только четкие директивные процедуры. Так проще и уютнее. Но только четкие директивные процедуры не дают желаемого результата. Что делать? «IT» необходимо осваивать новую для неё квалификацию «психологию управления персоналом бизнеса». Хочет она этого или нет. Для эффективного внедрения проекта придется осваивать эту тему. Она непростая, я бы сказал очень тонкая.
Одним из базовых механизмов управления персоналом является «умение управлять его сознанием». «Как люди думают, так и действуют». Если в сознании человека нет идей и мыслей, относящихся к внедряемому проекту, то нет побудителей к действию. Важно научиться формировать и поддерживать в головах ключевых исполнителей видение реализации проекта. В идеале оно должно стать частью сознания человека.
Важность этого я понял, когда развивал полномасштабно производственную систему на алюминиевом заводе, которая потребовала вовлечения большое количества бизнес персонала. Управлять не одним человеком, а тысячами… в соответствии с некой концепцией. Для этого потребовалось создать целую школу по обучению и… систему постоянного информирования через корпоративный сайт в форме коротких живых статей, которые «под разными углами» создают необходимые посылы в сознании человека. Это можно достичь путем организации потока живых новостей, которые читают люди. Не важно из-за любопытства, интереса или страха. Важно чтобы читали, и через статьи получали постоянные установки по проекту. В этом случае вы начинаете управлять сознанием персонала, а если вам удается сформировать тонкие «психопосылы», то и управление в целом восприятием людей. А это уже другой уровень, на грани искусства.
Начните с разработки понятной концепции реализации проекта и организации обучения, а продолжите - потоком живых новостей. Через сайт многократно усиливается воздействие за счет массового вовлечения. Сделайте первый шаг, пересильте себя, и напишите первую живую статью. С каждой статьей и анализом реакции на неё ваше искусство управлять сознанием будет улучшаться.
Для примера приведу один реальный случай из жизни. Есть лидер развития одного из важнейших направлений – «big data». Он искренне хочет внедрить этот продукт в бизнес. Но постоянно сталкивается с ограничениями и сопротивлениями. Для него это стало настоящей проблемой. У него есть концепция развития своего направления. Но люди про неё не знают. Либо в одно ухо влетело, в другое вылетело. Я предложил ему написать статью с неким посылом и расположить на корпоративном сайте. «Сначала сделай одну статью с неким важным для реализации твоего проекта посылом. Сквозь строк заложи психоэффект «любопытство». Потом другую статью, с другим посылом и психоэффектом «возможность для личного развития». В третьей статье отрази эффект «страха» - человек вынужден читать, потому что это поможет выжить, либо получить новые возможности для развития. И так далее на постоянной основе, пока проект не станет привычной бизнес практикой».
Для примера - его первая статья.
-----
Название статьи: Обучение специалистами IBM технологов завода инструменту «big data».
Такого - то числа в учебном центре прошло первое обучение сотрудников завода инструментам продвинутой аналитики. Обучение проводили сотрудники компании IBM и рассказывали об основах подготовки и анализа данных в IBM SPSS Modeler – мощного средства поиска взаимосвязей и построения прогнозных моделей. Со стороны завода было 16 слушателей.
Для примера, обучаемые строили модель, предсказывающую отказы бурового оборудования, искали причины поломок и определяли при каких режимах эксплуатации вероятность отказа повышается.
Как известно, для любых аналитических задач сначала нужно провести подготовку данных. Большинство экспертов утверждают, что данный этап занимает до 70% времени решения всей задачи. Также получилось и на этом обучении. Даже для учебной задачи, где все данные были уже изначально подобраны и понятны, пришлось провести подготовку. С первого раза это получилось сделать не у всех: многие больше привыкли к простым конструкторам Access, а не каскадной пошаговой логической модели с использованием формул. Преподаватели, пояснили, что SPSS Modeler больше заточена на аналитику, нежели на подготовку данных, но все равно имеет практически все необходимые средства, которые позволяют привести имеющиеся данные к виду, подходящему для анализа.
После того как все справились с подготовкой данных, наступила очередь этапа анализа. Здесь были продемонстрированные сильные стороны данного ПО. Обучаемым продемонстрировали, как построить предсказательную модель, которая ищет в наборе данных взаимосвязи, определяет степень зависимости исследуемого показателя от комбинации входных факторов.
Для более чем 30 математических методов есть как ручные, так и автоматизированные способы построения моделей.
Много вопросов было, по каким критериям выбирать модель. Ведь не всегда общая точность модели отражает реально успешную модель. Например, в корзине лежат 90 черных шаров и 10 белых. Мы вслепую тянем из корзины шар. Если построить прогнозную модель, которая будет предсказывать что все шары черные, то ее точность будет 90%. Даже несмотря на то, что 90% - это достаточно большое число, такая модель не приемлема.
Чтобы обойти эту проблему нужно применять критерии, которые комплексно учитывают количество верных и неверных попаданий во все значения.
После того как построена максимально адекватная модель, ее можно исследовать. В первую очередь анализируется степень влияния входных параметров на выходную переменную. SPSS Modeler отображает эти зависимости в виде диаграммы, где сверху отображаются наиболее влияющие параметры. Затем, если математический метод позволяет дальнейшее изучение, то можно построить более расширенное представление, такое как дерево решений, где можно посмотреть не только степень влияния, но и пороговые значения, которые могут приводить к негативным ситуациям.
Вот тут важна роль экспертов в предметной области, которые способны интерпретировать те математические выводы, которые сделала модель, и принять решение что с ними дальше делать.
Основной вывод, который был сделан, что анализ данных традиционный и продвинутый делать нужно обязательно. Обучаемые достаточно высоко оценили возможности IBM SPSS Modeler, но отметили, что задача подготовки и анализа данных все-таки достаточно сложна. Возможно, следует делать частичное «разделение труда», когда одни специалисты занимаются больше подготовкой данных и проведением анализа, а другие занимаются больше выработкой задач и интерпретацией результатов.
И главное, нужно дальше продолжать идти по этому пути.
-----
Лидер внедрения сделал первый шаг в направлении «управление сознанием». Для него это было несвойственно и непросто. В этой статье были заложены такие психические эффекты как «любопытство», «интерес» и даже «страх» - страх что кто-то осваивает новые методологии, а я – я могу остаться за бортом. Дело осталось за малым – непоколебимо продолжать начатое, тогда любое сопротивление можно преодолеть.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=72979