Записки непутевого менеджера
публикация - 2021-04-10 / cоздание - 2010-04-21 - из архива
Мотивация по Маслоу


Недавно спросил одного управленца: "Знаешь ли ты, что такое мотивация по Маслоу". Ответ не удивил. Он не знает. Хотя если бы этот вопрос был задан американскому менеджеру, то думаю большинство из них ответили бы, что это одна из теорий, позволяющая эффективно управлять людьми.

Маслоу (Maslow) Абрахам Харольд (1908—1970) — американский психолог, один из основателей гуманистической психологии, автор теории о иерархической структуре потребностей. Свою теорию он отразил в книге "Мотивация и личность". В основе человеческой активности лежат многообразные человеческие потребности, которые Маслоу разделил на пять категорий, расположенных в строгой иерархической структуре:
1) физиологические нужды;
2) потребности в безопасности и самосохранении;
3) социальные потребности (в любви, привязанности и зависимости);
4) потребности в удовлетворении чувства собственного достоинства;
5) потребности в самоактуализации (в реализации своих возможностей и совершенствовании, а также в росте как личности, ее духовном развитии). Теория потребностей по М. позволяет сделать вывод о том, что эти потребности и лежат в основе формирования пассионарных (по Л. Н. Гумилеву) личностей, обеспечивающих безопасность и жизнестойкость сообщества, народа, нации, а также разрешения природного конфликта между личными и общественными интересами.
Физиологические потребности, о которых говорит Маслоу, это потребности, обостренные до крайности, экстремальные состояния. «На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный… Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды».
Фрагмент из книги ( из его книги): «Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи? А происходит вот что — у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это я и имею в виду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически».
Фрагмент из книги: «У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. <…> Из всех случаев реверсии, пожалуй, самую высокую ценность имеют те, что связаны с высшими социальными нормами, с высшими идеалами и ценностями. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть».
Фрагмент из книги: "Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85 %, потребность в безопасности удовлетворена на 70 %, потребность в любви – на 50 %, потребность в самоуважении – на 40 %, а потребность в самоактуализации – на 10 %. Термин «мера удовлетворенности потребности» позволяет нам лучше понять тезис об актуализации более высокой потребности после удовлетворения более низкой."
Применимость на практике. Теория Маслова напрямую не предназначена для использования на практике. Она лишь может являться основой для разработки методов управления персоналом. К сожалению, в жизни зачастую менеджер использует более простые методы управления, не учитывающие реальные потребности конкретного человека. Ему проще использовать простые методы давления. Создавать угрозу рабочему месту. Оскорблять и унижать. Так как в этом случае он получает "послушного" человека, который делает все, что ему скажут. "Непослушные" либо мирятся и терпят, либо уходят в другое место. В результате жесткая дисциплина, но низкая эффективность, так как инициатива исходит от одного, а не от многих. Исходя из теории Маслоу, каждый человек в данный момент времени имеет определенные потребности. Если согласовать эти потребности с интересами компании, предприятия, то можно добиться максимального вовлечения и вклада в результат работы. Человек будет работать не из под палки, а САМ, так как ему это позволяет удовлетворить его текущие потребности. Почувствуйте разницу. Человек, который управляет "кнутом", это начальник. Человек, который согласовывает интересы персонала с интересами компании для максимального вовлечения, это менеджер. Начальник или менеджер? Выбирать вам.
Интресное о Маслоу. Оказывается он имеет русские корни и еще - пирамиду он не рисовал.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=239880