Записки непутевого менеджера публикация - 2024-09-17 / cоздание - 2009-01-24 - из архива Контроль должен быть во всем!
На первый взгляд понятие «контроль во всем» противоречит принципам построения эффективных производственных систем, так как наличие большого количества контролеров приводит к снижению производительности труда.
На первый взгляд понятие «контроль во всем» противоречит принципам построения эффективных производственных систем, так как наличие большого количества контролеров приводит к снижению производительности труда. Тем не менее «контроль во всем» это необходимое условие для организации требуемого качества. Так уж устроен человек, если от него требуют исполнение какой-либо процедуры и при этом не организован должный контроль, то всегда есть вероятность того, что он либо выполнит стандарт, либо не выполнит. Например, требуется герметизировать электролизер от пыления и возгонов фтористых солей, но не организован должный контроль. Спрашивается зачем мне его герметизировать в течение смены, я лучше чай попью, а утром, когда меня придут проверять, я так уж и быть порядок наведу. Производственная система, направленная на повышение качества, не приемлет вероятности неисполнения стандартов. Итак, контроль должен быть во всем. Но как же быть, с одной стороны необходимо повышать производительность труда, с другой – повышать качество? Правильно, единственным решением является встраивание контроля в процесс, то-есть контроль должен осуществляться непосредственно исполнителями процесса. По тем процессам, в которые не удалось встроить встроенный контроль, необходимо организовывать внешний аудит.
Итак, в вашей системе есть внешний контроль, значит есть возможности по повышению производительности труда без ухудшения качества путем его встраивания в процесс. По нашему опыту встраивание контроля несет в себе три положительных момента: повышает производительность труда, повышает уровень ответственности работника, повышает качество труда.
Встроенный контроль можно организовать путем выстраивания производственных отношений по принципу клиент-поставщик, это когда клиент контролирует работу своего поставщика.
Очень эффективная форма встроенного контроля – это командная организация труда. Про нее я рассказывал выше.
С приходом современных дешевых средств измерения и наблюдения появляется возможность автоматизировать контроль путем непосредственного измерения параметров с помощью датчиков, либо организации видеонаблюдения. Но здесь необходимо помнить, что устраивая тотальный контроль за персоналом, мы говорим этим действием, что не доверяем своим работникам. Условия, когда работник чувствует, что ему не доверяют, являются демотивацией. Такого работника будет тяжело втянуть в проекты улучшения. Поэтому, когда используете средства автоматизации, необходимо руководствоваться здравым смыслом: не надо контролировать каждый шаг человека, надо контролировать процесс, за который отвечает команда, и разбираться почему возникают те или иные отклонения.
Очень эффективная форма встроенного контроля - перекрестный аудит. Это когда работники одного подразделения идут проверять работу другого подразделения. В ходе этой работы выявляются не только отклонения, но и лучшие практики. Кроме того, работники чувствуют себя хозяевами процесса, а это является мотивацией для развития.
Контроль должен быть во всем, но он должен быть встроенным! |