Записки непутевого менеджера
публикация - 2024-04-18 / cоздание - 2009-02-01 - из архива
«Звериная или творческая конкуренция?»


Для того чтобы выжить, надо быть первым, надо быть лучшим. Так нас учат в школе, семье, в спортивных секциях… Обскачи всех, перебеги всех, положи всех на лопатки. И это вменяется как единственный механизм для того, чтобы достичь лучших результатов. А действительно ли это так? Ведь, по сути, конкуренция – это способ выживания зверей (выживает сильнейший), неужели для людей с развитым интеллектом остается такой же «звериный удел»?

Никто не отрицает эффективность такой «звериной конкуренции», так как, по сути, это заложенный природой стимул к действию, к жизни. В конце концов, во главе племени встает сильнейший, который более рационально распоряжается имеющимися ресурсами. Конечно, в этом случае, больший кусок хлеба достанется сильнейшему и агрессивному, но это лишь малая плата за стабильное существование. Большой минус «звериной конкуренции» — это отсутствие стимула расширять ресурсы для использования, то-есть развиваться.
Но чем человек отличается от зверя? Правильно, более мощным интеллектом, который позволяет думать, искать, выявлять все новые и новые возможности и ресурсы. От топора к бензопиле, от телеграфа к сотовому телефону…И судя по тому, что вселенная бесконечная, ресурсы и возможности также по логике являются безграничными. Здесь надо говорить о ломке стереотипов. Творчество, умение изыскивать новые ресурсы, методы, инструменты несет в себе больший потенциал, нежели взять и отобрать. Взращивание такой «творческой конкуренции» позволяет быть первым на совершенно ином уровне. Давайте рассмотрим японское чудо: мощная экономика довольно небольшой страны за счет чего? Сырьевых ресурсов и энергии у них мало, тем не менее Япония одна из самых мощных развитых стран. За счет чего? За счет освоения и развития новых ресурсов и технологий. Вот это и есть эффект «творческой конкуренции», и он проявляется не только в автомобилях, оборудовании, средствах связи…, но и в производственных отношениях. Брать, отвоевывать или думать и развивать?
C точки зрения производственной системы, нам интересна прежде всего «творческая конкуренция». Если мы хотим быть самыми эффективными, мы должны заложить в систему принцип развития, освоения нового. Вообще для производственников это должно быть постоянным образом мышления: не зацикливайся на распределении текущих ресурсов, осваивай новые горизонты, выявляй и решай проблемы, вовлекай персонал в развитие.
«Звериная конкуренция» зачастую приводит к вранью, поиску виновного, не решению проблем, отторжению коллектива, что несопоставимо с производственной системой. Развитие через освоение нового (ориентация на решение проблем), позволяет расширить возможности производства, расширить возможности для реализации потребностей трудящихся. И это важное состояние ума, которое должно быть постоянно с вами. Безвыходных путей не бывает, бывает нежелание думать, искать проблему, ее причины и решение.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=249374