Записки непутевого менеджера публикация - 2022-07-10 / cоздание - 2009-02-09 - из архива Стимул для входных параметров, мотив – для результирующих
«Все склонны предпочитать ложь отказу». Марк Туллий Цицерон.
Спрашиваете ли вы исполнителей процесса - рабочих, старших мастеров, инженеров процесса, мастеров технологов, за конечный результат работы? Я думаю все ответят, что еще как спрашиваем. Но правильно ли это? Недоумеваете? Хорошо спрошу иначе: « Если есть спрос за конечный результат работы у исполнителя, то какова вероятность того, что этот результат является действительностью? Ведь спрос за конечный результат является как стимулом для его достижения, так и стимулом для вранья в случае его недостижения». Т.е. если вы спрашиваете за конечный результат работы, то в вашей системе есть большая вероятность фальсификация результатов. Но вы скажете, что у меня хорошая система контроля и аудита, и я застрахован от вранья. Т.е. вы заложили в систему аппарат контроля, на который тратите большие средства. Ничего себе - эффективная производственная система! А вы уверены, что сможете проконтролировать каждый шаг исполнителя?
Как-то на одном металлургическом заводе было принято решение усилить аппарат контроля. Наняли большую группу людей. И как вы думаете, какой результат? Как врали, так и врут. Здесь не решить проблему количеством контролеров, эта проблема системная и решать ее нужно изменяя систему.
До тех пор пока вы будете спрашивать исполнителей за конечный результат работы, на которые он не влияет, у вас будет вранье. Будет вранье, будут пожары. Как только вы начнете спрашивать исполнителя только за реально управляемые им параметры (например, не за расход электроэнергии, а за длительность анодного эффекта, из которой он складывается), тогда мы системно устраняем вышеуказанную проблему. Пришел на работу, будь мил исполнять стандарты. Если исполняешь, то получаешь заработную плату, если нет – то за забор.
Но как же так, а кто будет отвечать за ТЭПы (технико-экономические результаты)? Надо ломать сложившиеся стереотипы. И варианты есть. Например, внедрить за исполнение ТЭПов разумную систему материальной и нематериальной мотивации (мотивы, а не стимулы). Почему разумную. Если бонусы будут слишком большие, то это тоже заставит человека врать. Или создать независимый отдел специалистов- аналитиков, которые занимаются разработкой регламентов, от которых реально зависит конечный результат. С них и спрос за конечный результат, так как для них он управляем. Логика здесь простая: рабочие отвечают за исполнение регламентов, которые разработали аналитики. У каждого процесса есть свой ответственный. |