Записки непутевого менеджера
публикация - 2021-11-13 / cоздание - 2010-04-07 - из архива
Производительность труда и уровень стандартизации процессов. Что между ними общего?


Надо снять розовые очки и реально взглянуть на ситуацию. Когда мы говорим про эффективные производственные системы, мы говорим об инструментах производственной системы, о себестоимости и качестве. Мы говорим обо всем. Но не говорим о самом главном.

Помню, когда мы начинали системно внедрять элементы производственной системы, я и не думал, настолько кардинально поменяю свое отношение к управлению производственным процессом. Посмотрите, на что делает акцент современный менеджмент при управлении предприятием. На затраты, на качество, объемы производства, на сбыт... Он в первую очередь думает о результатах своей деятельности. Он на этом зациклен, так как на этом завязана текущая система стимулирования. Не выполнил план. Ты - неэффективен. По твоей компетенции начали задавать вопросы. Но ведь результат деятельности предприятия это лишь следствие того как у вас функционирует технологический процесс. Правильно говорят японцы: "Если вы хотите добиться результата, то вы должны акцентироваться на процессе". Но вот вопрос: " Что значит процесс? Как его пощупать?" Я думаю вам любой технолог скажет какие управляемые параметры, параметры процесса, влияют на результат. Сделай систему мотивации таким образом, чтобы акцент был направлен на процесс, на стабилизацию и оптимизацию параметров процесса и вы несомненно получите эффект. Это было первое мое открытие. Но не далеко не последнее. Вы скажете: " Здесь и открывать то нечего! Это и так понятно". Так если понятно, почему не работаем согласно здравому смыслу. Я наблюдал за одной интересной ситуацией. Топ-менеджмент одной из компаний созрел до принципа "Акцентируйся не на результат, а на процесс". Вы думаете он изменил систему мотивации. Нет. Он предложил набрать еще один штат контролеров, которые будут следить за исполнением стандартов. Одни работают, другие следят за ними. Сплошная демотивация. Плюс снижается производительность труда. А вот о ней то я и хотел сегодня поговорить. Можно сколь угодно акцентироваться на процессе, набирать дополнительные штаты, снижать количество отклонений. Но если вы не понимаете роль производительности труда, то все ваши усилия могут пойти в никуда.
Второе мое открытие - это то, что в основе затрат на производство лежат затраты на труд. Вы скажете, что в нашей себестоимости затраты на труд это лишь 5,10,15%. А все остальное это затраты поставщиков электроэнергии, оборудования, сервисного обслуживания... Но ведь их затраты тоже включают в себя затраты на труд. Вы проследите внимательно до исходных позиций. Например, электроэнергия - это затраты на труд проектировщиков электростанций, застройщиков, изготовителей оборудования и материалов, обслуживающего персонала... Именно из совокупных затрат на труд складывается затраты на конечный продукт. Повышая производительность труда, мы снижаем затраты на производство. Но производительность труда - это результирующий параметр. Что для него является управляемыми параметрами процесса? Можно конечно тупо сокращать персонал, но от этого пострадает в первую очередь качество. Из моего опыта параметрами процесса для производительности труда является аутсорсинг - вывод непрофильных операций из производства, внедрение средств коммуникации с дальнейшим переходом к горизонтальной схеме управления, внедрение инструментов визуализации потерь с целью их исключения, внедрение средств малой механизации с целью минимизации тяжелого физического труда, внедрение средств локальной автоматизации с целью минимизации просто физического труда, модернизация предприятия с целью исключения физического труда. Отнеситесь серьезно к этим методам. Да они обязывают осваивать современные технологии. Но взгляните немного шире. С течением времени заработная плата работника растет, а новые технологии становятся все доступнее и доступнее. Чем раньше это поймем, тем больше шансов стать сильнейшими.
Так что же теперь по вашему мнению необходимо включать в термин "процесс", на который мы должны делать акцент? Несомненно, это управляемые технологические параметры, так как в основном это обеспечивает качество продукции. И несомненно это методы приводящие к повышению производительности труда, так как это обеспечит низкую себестоимость продукции. Итак, объект мотивации для менеджмента и работников ясен. Дело за малым, внедрить.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=239951