Когда я начинал заниматься эффективными производственными системами, когда я пытался понять за счет чего можно было сделать прорыв, например как у Тойота, до меня вдруг дошла одна простая истина: "Эффективность достигается не одним, а многими". Я рассуждал примерно так:"Сейчас есть люди ответственные за результат, они и шевелятся. Их мало. А другие (их большинство) просто пришли на работу для того, чтобы отработать положенное. Да, они выполняют предписанные им стандарты, но не более того. Стремления улучшать у нет. Вот и эффективность низкая. Что делать? Надо их вовлечь!". Вот мы опять пришли к вопросу мотивации.
Поэтому хотелось бы порассуждать на эту тему.
Как в целом направить коллектив на достижение поставленных целей? Для этого в эффективных производственных системах применяется такой инструмент как развертывание политики, а также задействуются различные подходы по мотивации на достижение целей менеджментом и коллективом предприятия.
Что означает развертывание политики? Есть миссия (идея), которая определяет цели и задачи. Развертывание политики означает распределение целей, начиная от топ-менеджмента и заканчивая конкретным работником предприятия в зависимости от миссии. Разумное развертывание политики означает назначение целей, на которые реально влияет человек. Назначая человеку цели, на которые он не может реально повлиять, мы тем самым его демотивируем. Это надо понимать. Директор одного из самых эффективных заводов мира по производству алюминия Элкем Листа однажды сказал, что развертывание политики - это пожалуй одно из самых сложных при внедрении эффективной производственной системы. Процесс развертывания политики является начальным этапом делегирования ответственности вниз. Вы определили человеку цель. Но это еще не все. Теперь вы должны ее визуализировать! И самое главное доверить ресурсы человеку, которому назначена эта цель, на ее достижение.
Но без мотивации никуда. Представьте у вас есть четкая конкретная цель, на которую вы можете влиять. Более того вам доверили ресурсы для ее достижения. Вы знаете, что результат вашего труда оценивают. И что? Вы побежите вкладывать вашу душу в достижение цели? На бумаге может быть да, а на деле нет. Нужна мотивация. И это не деньги. Деньги вообще не мотивация, деньги это стимул. Нужна реальная мотивация. Нужно чтобы человек изнутри хотел, желал, стремился достигнуть этой цели. И эта задача не такая уж и простая. Не любой психолог может ее решить. Тем не менее, у людей есть общие хотелки и их надо каким-то образом активизировать.
Как мотивировать менеджмент на развитие и сделать его сильным? Несомненно, нужна ротация менеджмента. Если менеджер сидит на одном месте более трех лет и у него нет перспектив для развития, он начнет окапываться. Ему не до изменений. Постоянные переток менеджмента сделает его мобильным и сильным. Уровень последующей ротации и соответственно оплаты труда, карьерного роста, доверия к выполнению какого-либо проекта должен определяться по результатам его работы.
Как мотивировать персонал завода на развитие? Его надо обучать процессу изменений, к чему он может привести, и что они будут иметь с этого. Им надо помогать делать эти изменения.
Был период из моего опыта когда нам удалось значительную часть людей вовлечь в процесс улучшений. Я видел интерес в глазах людей. Они с желанием включались в различные проекты. И мощь, которая шла от них - она чувствовалась. Эффективность действительно достигается не одним, а многими.