Тренинги по ПС публикация - 2021-08-16 / cоздание - 2015-06-28 - из архива TFM: система планирования - автоматизация процедур
Когда стоит «вбухивать» огромные инвестиции в комплексную автоматизацию планирования бизнеса? Многие начинают сразу, без реинжиниринга и стандартизации процессов планирования, и… терпят фиаско. Сама по себе автоматизация проблемы не решает, она лишь дает возможность существенно сократить время расчетов, взаимодействия, повысить производительность труда. А вот для того, чтобы воспользоваться этой возможностью необходимо предварительно будет приложить огромные усилия в области структуры и качества управления.
Еще раз, повторимся. Перед комплексной автоматизацией планирования необходимо выполнить следующие процедуры:
- реинжининириг системы управления: минимизации административных барьеров, повышение прозрачности и скорости принятия управленческих решений;
- реинжиниринг системы планирования: централизация структуры планирования, стандартизация процедур планирования...
После того, как трансформировали структуру управления и стандартизировали процедуры, имеет смысл заняться автоматизацией планирования, но с пониманием того, что информационная система отражает структуру систему управления.
Разработка информационной модели ERP
Для внедрения эффективной ERP, эффективного управления ресурсами предприятия, необходимо согласовать все информационные потоки в рамках единой информационной модели, которая отражает реальные бизнес-процессы компании. Что такое информационная модель бизнеса? Правильно ли мы понимаем её суть?
Любое моделирование, в том числе и разработка информационной модели, включает в себя структурную и параметрическую идентификацию. Сначала надо определить структуру модели, а потом ее параметры. Качество модели, или ее адекватность, зависит от того как был выполнен этап структурной и параметрической идентификации. Если точность модели низкая, то это говорит лишь о том, что вы плохо знаете свои бизнес-процессы. Но не стоит расстраиваться. Это хороший стимул для того, чтобы их изучить.
1. Структурная идентификация – это определение структуры модели. Или по-простому – её скелета. В основе любого производственного бизнеса лежит материальный поток. Поток создания ценности продукта. От сырья до конечного потребителя. От входа до выхода. Он и является скелетом. Структурой модели. Для простых систем – это последовательный поток. Для сложных - комбинация последовательных и параллельных потоков.
Если сделать анализ крупных производственных бизнес компаний, то в структуре у них прослеживаются общие закономерности:
- специализированные заводы, располагающиеся в разных местах;
- общий для заводов рынок сырья и материалов;
- общий для заводов сбыт производимой продукции;
- довольно сложная логистика по снабжению и сбыту, в соответствии с локализацией завода.
К примеру, если рассмотреть структуру алюминиевого бизнеса, то это несколько крупных заводов, располагающихся на довольно большой территории. Каждый такой завод состоит из 3-5 сложных производств, которые в свою очередь состоят из многочисленных корпусов и отделений. Они связаны между собой логикой производства алюминия. Основным сырьем для всех заводов является глинозем, кокс, пек, фтористые соли…, производство которых также сильно распределено на большом пространстве. Многономенклатурная продукция заводов доставляется многочисленным потребителям, которые распределены по всему миру. По укрупненной структурной схеме видно, что распределение имеющихся ресурсов можно организовать различными способами, в зависимости от того какая будет выстроена логистика. Соответственно, от этого зависят показатели эффективности бизнеса.
Не стоит бояться полученной «сложности», бежать от неё, упрощать её. Ведь понимание и использование этой «сложности» дает новые возможности в повышении эффективности.
2. Параметрическая идентификация заключается в определении параметров модели: сколько мы подаем на вход и сколько получаем на выходе по каждому переделу, агрегату… Структуру мы уже с вами определили. Важно её детально «начертить» в рамках всего бизнеса компании. А далее оцифровать каждую ячейку. Но здесь не все так просто. Стоит остановиться и призадуматься. Дело в том, что основной задачей ERP является повышение эффективности распределения имеющихся ресурсов. А для этого важно понимать все возможные варианты конфигурирования бизнес-процессов в целом по компании. А они, по сути, могут иметь сотни укрупненных вариантов распределения ресурсов, в если рассматривать процесс более детально, тысячи и более. Например, одно лишь комбинирование глинозема по различным алюминиевым заводам, приводит к разной их «экономике». От того, какой глинозем пойдет на завод, зависят затраты производства и качество алюминия из-за различной цены глинозема, транспортных издержек, содержания примесей в сырье… Эффективность бизнес процессов компании сильно зависят от того, как распределяются имеющиеся ресурсы. Поэтому этап параметрической идентификации заключается в генерировании всех возможных вариантов параметров бизнес-модели. В идеале, нам нужно так распределить ресурсы, чтобы интересующий для нас критерий эффективности достигал глобальный оптимум. Последнее возможно только в случае, если технико-экономическая оценка производится по всем возможным вариантам перераспределения ресурсов. Иначе вы найдете только локальный оптимум, который далеко не всегда приводит улучшению работы системы в целом. «Здесь натянул, там растянул».
Если вы занимаетесь сложным объектом управления, стоит понимать различие между глобальным и локальным оптимумом системы. К примеру, вы можете оптимизировать только транспортные издержки. Это позволяет вам найти локальный оптимум, но он может привести к ухудшению показателей производства, которые сведут в лучшем случае эффект от локальной оптимизации на нет. Стоит «опасаться» локальных оптимумов. Они создают иллюзию эффективной работы. По факту же, зачастую происходит обратное. Поэтому важно работать, исходя из глобального оптимума системы.
3. Оптимизация параметров модели – это определение наилучшей комбинации параметров бизнес-модели, которые соответствуют достижению глобального оптимума интересующего нас критерия эффективности. Итак, если вам удалось «алгоритмизировать» структуру всех бизнес процессов, организовать «автоматизированный генератор» различных состояний её параметров, то вам ничего не мешает делать быструю технико-экономическую оценку всех возможных вариантов. Таким образом, мы определяем направление движения компании, цель, или, если приземленно, показатели эффективного бизнес - плана, к которому должны стремится все участники бизнеса. Ведь если найденная модель бизнеса адекватна реальности, то при исполнении «лучшего состояния модели» получается максимальная эффективность на практике. Наилучшее распределение ресурсов.
Структура, параметры, оптимизация модели. На этом можно было бы закончить. Но есть еще один важный момент. В научных кругах, часто задают такой вопрос: «Насколько ваша модель адекватна реальности?» Или если попроще. Насколько прогноз состояния бизнеса, выполненный по модели, будет соответствовать фактическому состоянию? Если он хорошо соответствует, то у вас растет уверенность, что при исполнении выдаваемых моделью установок, вы достигните желаемого. Иначе, это будет иллюзия. Важно постоянно осуществлять проверку адекватности найденной модели и улучшать её за счет совершенствования структуры и алгоритмов поиска/расчета параметра системы. Адекватность модели довольно легко проверить. Сопоставьте теоретический и фактический результат. Если он будет вас устраивать, то все ОК. Если нет, вам придет глубже разобраться со своими бизнес-процессами.
Резюме. Для того, чтобы реализовать наилучшее распределение ресурсов, потребуется связать все информационные потоки в единую информационную модель. То-есть:
- разработать модель бизнеса;
- интегрировать её в информационное пространство путем соответствующей автоматизации;
- организовать периодическую проверку адекватности модели и её улучшения;
- внедрить автоматизированный генератор различных состояний/параметров модели;
- автоматизировать поиск глобального оптимума, на основе найденной модели, для определения лучшего состояния бизнес-процессов.
|