Записки непутевого менеджера публикация - 2024-05-11 / cоздание - 2010-04-08 - из архива Коммуникация - двигатель прогресса
Когда я учился в школе, меня учили: " Что конкретная личность не может повлиять на ход истории. Ход истории складывается из множества факторов, они и образуют результирующий вектор движения". Меня такое утверждение не устраивало. Я искренне верил, что человек как личность может повлиять на историю. Но это говорила мне моя гордыня, а вот разум...
Разум мне говорит совершенно другое. Особенно, если его немного раскрыть и взглянуть на окружающий мир немного шире.
Помню, когда мы внедряли сотовую связь на предприятии, снабжали рабочих мобильными телефонами, то стали происходить интересные вещи. Оказывается, работник теперь мог напрямую без посредников взаимодействовать с поставщиком услуги. Теперь ему уже не настолько нужен был мастер смены. Позвонил, сообщил о проблеме, пришел ремонтник, устранил проблему. Или не устранил. Работник начинает разбираться почему. Оказывается у поставщиков проблемы в организации труда, либо просто не хватает финансирования, либо что-то еще. Он начинает втягиваться в выстраивание эффективных производственных отношений. Его ресурсы, кругозор становятся шире, соответственно и возможности решить проблемы становятся больше. А всего - то просто дали мобильный телефон рабочему.
Но это один из эпизодов. Я начал перебирать в памяти другие наши производственные достижения и понял, что мы бы их не смогли организовать без эффективных средств коммуникации. Т.е. жизнь нам предоставляет новые возможности в коммуникации, а уже наш выбор воспользоваться ими или нет. Сделать рывок вперед или остаться на месте.
Не согласны? Давайте повспоминаем вместе. Рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй. Почему человечество переходит от одной формации к другой? Жили бы себе в рабовладельческом строе и жили. Кто-то плетью махал, а кто-то тачку возил. Ан нет, нас это не устраивает. А почему? Почему и сейчас нас не устраивает, но уже строй капиталистический? Не потому ли, что мы хотим быть лучше. А что значит быть лучше. Можно конечно морду кому-то начистить и показать кто в доме хозяин. А можно освоить новые ресурсы. Либо самому, либо поучиться у других. Так вот один изобрел колесо, чтобы камни не носить, а возить на тачке. Другой изобрел папирус, на котором можно делать записи. Третий - торгаш, запечатлел способ перевозки груза на тачке в пергаменте. Он же рассказал, либо передал об этом другому и тот использовал. Итак от тачки к поездам, машинам, самолетам; от обмена товарами к доллару и другим деньгам, электронным картам; от простой речи , письменности к телефону и интернету. Т.е человечество естественным способом развивало материальную, финансовую и информационную коммуникацию. Но кто-то морду кому-то бил, а кто-то использовал новые ресурсы для своей самореализации и делал свою жизнь лучше.
Коммуникация позволяет расширить сознание. Не сидеть в себе и вариться, а взглянуть на мир шире и увидеть новые возможности, в том числе и для решения собственных проблем.
Но мы немного отклонились. В основе эффективных производственных отношений лежит развитие современных средств коммуникации. И акцент надо делать не только на транспортную и финансовую коммуникацию. Надо уделять большое внимание информационной коммуникации, так как это позволяет увидеть и освоить новые возможности и горизонты. Именно доступность информации является ключом к успеху, вовлечению персонала в развитие предприятия. Хотите быть эффективными - не скупитесь на сотовую связь, устанавливайте wi-fi сеть, внедряйте видеосвязь и т.п. Установите на рабочих местах компьютеры. Вовлеките рабочих в анализ, научите пользоваться компьютерными программами. Дайте возможность коммуницировать посредством средств интернета, интранета. Пусть люди общаются и учатся друг у друга. Это им позволит более эффективно решать свои и производственные проблемы.
Можно конечно принять и другую концепцию: "ограничение информации как средство управления людьми". Это несомненно дает вам некоторые ресурсы для реализации собственных целей, но вот дает ли это ресурс для достижения целей предприятия. Это уже вопрос. Выбирать вам и ... акционерам. |