Под зонтиком IT публикация - 2022-11-18 / cоздание - 2017-11-11 - из архива Зачем тебе ERP?
«Что такое «эффективное ERP» в бизнесе?». Такой вопрос задал мне близкий знакомый, которого недавно назначили директором группы заводов. Я вопросом на вопрос: «Зачем тебе ERP? Что ты хочешь от него получить?» В ответ: «Хочу понимать, что происходит в подразделениях бизнеса, ну и как повысить эффективность управления имеющимися ресурсами».
«Что такое «эффективное ERP» в бизнесе?». Такой вопрос задал мне близкий знакомый, которого недавно назначили директором группы заводов. Я вопросом на вопрос: «Зачем тебе ERP? Что ты хочешь от него получить?» В ответ: «Хочу понимать, что происходит в подразделениях бизнеса, ну и как повысить эффективность управления имеющимися ресурсами».
Ответ мне понравился. Ему необходимо кардинально улучшить прозрачность и управляемость. Для этого ищет соответствующий инструментарий, но сомневаюсь, что он представляет на какие «жертвы» придется пойти для успешной реализации этой задачи. Она затрагивает не только информационную систему… Хотя я его знаю. Амбициозный, в меру рисковый, возможно у него и получится.
Если рассуждать сугубо рационально, то для меня «эффективное ERP» – это согласованное управление имеющимися ресурсами бизнеса для достижения максимального результата. Или - это согласованное управление потоком создания ценности для максимального удовлетворения действующих и потенциальных потребностей клиента. Согласованное – ключевое слово. Что это значит в прикладном смысле? Достоверный учет параметров бизнеса, оперативное перепланирование потока создания ценности исходя из заданных критериев оптимальности и текущего состояния, четкое исполнение плановых заданий, постоянное совершенствование процедур планирования и управления на основании работы с отклонениями. Если у вас есть прозрачный учет вплоть до уровня агрегатов и операций, персонал четко работает по выданным актуальным заданиям, полученным в результате оперативного перепланирования потока с учетом текущей ситуации и стратегических целей бизнеса, то нет проблем. У вас «эффективное ERP». Но на практике всё существенно сложнее. Здесь стоит понимать: «для чего изначально формировалась ERP?».
Прежде всего изначально ERP формировалось как средство автоматизации финансового и бухгалтерского учета. В последствии автоматизировали финансовое планирование. На Экселе расчет, результат переносим «ручками» в ERP. «План, факт, отклонение». Управление - по отклонениям. А что влияет на эти отклонения? Качество процессов управления и исполнения в потоке создания ценности. Соответственно возникла потребность в автоматизации управленческого учета. Вслед – автоматизировали планирование параметров управления потоком. На Экселе расчет, результат переносим «ручками» в ERP. «План, факт, отклонение». Управление по отклонениям. Но теперь на уровне исполнения. В результате появились локальные автоматизированные модули: «производство», «снабжение», «сбыт», «персонал», «ремонты», «качество» … У всех свои параметры и управленческие цели плюс множество межмодульных барьеров, которые снижают эффективность взаимодействия. Дело остается за «малым». Не спешите, вдумайтесь в это. Остается только согласовать параметры этих моделей для эффективного использования имеющихся ресурсов в рамках всего бизнеса. Для этого требуется централизация планирования потока создания ценности в рамках единой расчетной модели по заданным критериям. Под потоком создания ценности для клиента понимаем формирование корзины заказов, конфигурирование оптимальной цепочки создания ценности, разработка продуктов и технологии их производства, обеспечение производства, производство, отгрузка, доставка, сервис. Только организационными мероприятиями, без автоматизации, эту задачу выполнить крайне сложно. Вспоминай, о чем говорил ранее. Как правило, планирование всех процессов осуществляется в Эксель. На разных компьютерах, разными людьми, в разрозненных файлах… А необходимо взаимосвязанное планирование всех процессов для сбалансированной работы всего потока создания ценности. Здесь поможет только комплексная «сквозная» автоматизация планирования… Вроде бы ERP и так должна решать эту задачу. Даже в расшифровке ее аббревиатуры – «планирование ресурсов предприятия» она присутствует. Но на практике, как правило, всё планирование осуществляется в разрозненных файлах Эксель. Нам же необходима автоматизация сквозного планирования в рамках всего потока создания ценности.
На рынке появилось множество коммерческих предложений для решения этой задачи на практике, вроде бы внедряй, но… Внедрение «сквозного» автоматизированного планирования не ограничивается только установкой программного обеспечения, требуется адаптация структуры управления в самом бизнесе. Управление должно быть «сквозным» вдоль потока создания ценности с минимальными барьерами, что, по сути, означает централизацию планирования с одновременной децентрализацией функций исполнения: централизованное планирование оперативно формирует согласованные планы и цели вплоть до агрегатов и операций, исполнители же выполняют плановые задания на основании стандартов действий. В случае отклонения – совершенствуются либо процедуры планирования, либо процедуры исполнения. Так реализуется «процессное управление». Для тех, кто не понимает, о чем речь, это пустые слова. А зря, я бы на их месте постарался разобраться.
Традиционная структура управления бизнесом – вертикальная многоуровневая со множеством административных барьеров. Другое её название: «цеховая система управления». Она не отвечает требованиям для организации централизованного планирования. Есть такое понятие – «цех сам в себе»: низкая прозрачность исходных данных, длительная процедура согласования параметров плана, слабая производственная дисциплина на уровне исполнителя… Вы можете не согласиться с этим. Это будет говорить лишь о том, что вы никогда не работали «в полях». А те, кто работают в полях или работал, понимают, но стараются не обсуждать эту тему вслух. Суть структурных реформ для организации централизованного планирования на практике, а значит и «эффективной ERP», заключается в преобразовании «цеховой» системы управления в «сквозное» управление потоком создания ценности и осуществляется она путем снижения уровней управления, передачи ответственности за качество процессов на уровень исполнения, организации сквозного управления по потоку, внедрения стандартизированной работы… Я других более эффективных способов не знаю.
Структурные реформы - необходимое условие для эффективного внедрения ERP. Но как только дело доходит до них, система активно начинает им сопротивляться. Структурные реформы непопулярны. «Они ломают судьбы людей». Тем не менее, хотим мы этого или нет, нам придется переступить через себя. Иначе «затопчут» конкуренты, которым удалось это реализовать на практике и получить преимущества в затратах, качестве, надежности исполнения заказов… Повторяю вопрос своему знакомому топ-менеджеру: «Для чего тебе ERP?»
- для организации финансового и бухгалтерского учета?
- для повышения качества контроля за исполнением финансовых целей?
- для получения оперативного доступа к управленческой отчетности?
- для повышения эффективности управления конкретными бизнес-процессами?
- для согласованного управления всеми бизнес-процессами?
Конечно же хочется по максимуму. Хочется сразу реализовать согласованное управление всеми процессами. На практике всё происходит эволюционно. «Реализация одной приведенной задачи естественным образом приводит к другой. Здесь всё зависит от исходного состояния. Если отчетность до сих пор ведется в Excel, то надо начинать сначала. От результирующих параметров к управляемым, от управляемых параметров вплоть до элементарных действий, из которых они складываются. Сразу не получится. Но если у тебя будет четкое видение развития информационного пространства, то при внедрении ERP, MES, SCADA, BI, не будешь делать досадных и довольно дорогих ошибок».
Часто случается и такое, что топ-менеджмент считает, что у него в бизнесе есть «эффективное ERP». Было затрачено много средств и усилий на внедрение. А на поверку оказывается, что создали «виртуальную игрушку», с возможностью моделирования бизнес-стратегий, но которая оперирует, вдумайся в это, «отфильтрованными», усредненными и укрупненными данными. То бишь создали очень и очень приблизительную модель для принятия управленческих решений. Создали игрушку для успокоения себя и собственников. Все радостно пожимают руки: «мы эффективно управляем». А в действительности: «есть IT, и есть реальная жизнь».
- Ты хочешь сказать, что помимо структурных преобразований, придется осуществлять полное техническое переоснащение действующей информационной системы «сверху-вниз». Не только EPR?
- Я про это не говорил. Более того, считаю, что это будет только вредить бизнесу. Понятно, что до внедрения ERP осуществлялась кусочно-локальная автоматизация как технологических процессов, так и некоторых наиболее важных процедур управления бизнесом. «То-тут то-там» автоматизация. Локальная, блочная, модульная ... Да, данные в таких системах не стандартизированы, очень много нестыковок, дублирований. Но, смею тебя заверить, это рабочие системы, которые неплохо отрабатывают свою локальную функциональность. Неразумно сразу отказываться от них. В них аккумулирован большой производственный опыт. Бизнесу дорого будет стоить переход на унифицированную информационную систему. Нет, информационная система должна внедряться постепенно «сверху вниз», в последовательности, которую привел выше, но максимально используя действующее АСУТП и то, что «айтишники» называют MES. Там, где это будет необходимо, модернизируя их для комплексной реализации «эффективной ERP».
- Какую систему лучше использовать в качестве базиса для построения «эффективной ERP»?
- Функционал коммерческих информационных систем для ERP практически везде одинаков. Конкуренция заставляет развиваться. Здесь другое. Важно, чтобы коммерческая ERP была «долгоиграющей». К примеру, берешь какой-то продукт, интегрируешь его в бизнес, затрачиваешь кучу усилий и денег. И вдруг, компанию разработчика настигает крах. Она перестает поддерживать свой продукт. Внедренное ERP не развивается, более того начинает давать сбои. Важно, чтобы компания разработчик была устойчивой во времени. Это крупные компании типа SAP и Microsoft. Но и у них есть свои недостатки – очень дорогие продукты и очень неповоротливые в части развития. В условиях нашей страны, для небольших компаний, в качестве подходящего варианта выступает платформа «1С», на которой довольно активно развиваются модули ERP и MES. Да, продукт пока еще сыроват. Не совсем готовое решение. Придется очень много сделать для того, чтобы автоматизировать на его основе бизнес-процессы управления. Но если посмотреть на вектор его развития и учесть внешнеполитические тенденции, мне кажется у него неплохое будущее. Кстати, совсем недавно нам демонстрировали 1С MES от РАРУС и РАЙТЕК. Достойное начало. А когда они отойдут от модульного исполнения и перейдут к сквозному процессному, думаю тогда они составят достойную конкуренцию лучшим.
В завершение нашего разговора я бы еще раз хотел акцентироваться на самой главной задаче «эффективной ERP». Это не автоматизированный учет и контроль, это не управление отдельными функциями. Это согласованное управление потоком создания ценности для максимального удовлетворения действующих и потенциальных потребностей клиента. Я видел много EPR, которые считаются эффективными, но реально позволяющие выполнить такую задачу - единицы.
Здесь стоит забежать немного вперед. В последнее время у передовых бизнес-компаний обозначилась тенденция поэтапной трансформации пятиуровневой традиционной пирамидальной IT структуры в плоскую информационную структуру. Что это значит? Традиционная IT структура состоит, если рассматривать «снизу-вверх», из датчиков, которые автоматически снимают показания исходных данных об объекте управления. Это первый информационный уровень. Над ним второй уровень – АСУТП – автоматизированная система управления технологическим процессом. Сюда же можно отнести АРМ – автоматизированные рабочие места. Хотя они могут относиться и к третьему информационному уровню, который почему-то ассоциируют только с MES – с системой исполнения производства. Четвертый уровень – уровень ERP. А на верху все замыкает 5 уровень – BI, который представляет из себя – автоматизированную быстро-настраиваемую аналитику. Итого пять информационных уровней. Так вот передовики переходят на так называемые плоскую горизонтальную информационную структуру: 1 уровень – автоматизация технологических процессов – датчики, АСУТП/SCADA/ЧПУ..., АРМ. 2 уровень – автоматизация процессов управления потоком создания ценности – e-marketplace, CRM, SCM, PLM, SRM, HRM, PM, ERP, MES. 3 уровень - финансы, бухгалтерия, персонал. BI расширяет свою сущность до big data, которая пронизывает все информационные уровни. Передовики стали понимать, что на четвертом уровне, который многие ассоциируют с ERP, уже не получится выжать максимум – недостаточная детализация. Необходимо быть ближе к потоку создания ценности. Вот такие пироги.
- А ты можешь перечислить модули ERP, с помощью которых можно организовать эффективное управление материальным потоком создания ценности?
- Конечно могу. Но в свете того, о чем я тебе только сейчас рассказывал, в недалекой перспективе большинство из этих модулей переедут с четвертого уровня на уровень автоматизации процессов управления потоком создания ценности. Имей это ввиду. Что касается IT модулей ERP, то:
CRM – работа с клиентами
SD - управление продажами и заказами
WMS/MM– управление складами/материалами
PP/ME- управление производственными процессами
PM – система управления ремонтами
QM – управление качеством
HR - управление персоналом
PDM – управление инженерными и техническими данными
MDM - управление нормативно справочной информацией
PLM - технология управления жизненным циклом изделия
PMO – управление проектами
СО – управление себестоимостью продукции
EАM - управление основными фондами предприятия
ITIL - управление информационными технологиями
TMS - автоматизация транспортировок
BSC - система сбалансированных показателей
ESM - управление сервисным обслуживанием и арендой оборудования
CPM - управление эффективностью бизнеса |