Под зонтиком IT
публикация - 2023-06-17 cоздание - 2017-11-11 - из архива
Управленческий информационный поток
Структура управления бизнесом определяет его информационную структуру. Не спешите, постарайтесь вдуматься в это. Существует большая разница между вертикально интегрированными и горизонтально-интегрированными системами управления. В первом случае информация идет снизу-вверх и сверху-вниз. Во втором – информация идет вдоль потока создания ценности.
Вертикально - интегрированная система управления – многоуровневая со множеством административных барьеров. Управляемость обеспечивается вертикалью власти. Недостаток этой системы – низкая прозрачность и оперативность принятия управленческих решений, что никак не способствует достижению максимальной эффективности. Особенно в условиях ужесточения конкуренции.
Горизонтально - интегрированная система управления – это плоская сетевая структура, в которой вертикальные и горизонтальные барьеры минимизированы за счет снижения уровней управления, внедрения сквозного управления, делегирования ответственности на уровень исполнения и… централизации организационной структуры планирования.
«Глубокая» централизация планирования с возможностью оперативного перепланирования вплоть до уровня всех участков, агрегатов и операций позволяет понятие «управление» разбить на две составляющие: «планирование заданий» и «исполнение заданий». Первое представляет из себя актуальное детальное сменно-суточное задание для каждого работника, второе – четкое выполнение сменно-суточного задания путем исполнения стандартов действий. Планирование централизуется, исполнение децентрализуется. Чем глубже централизация планирования, тем сильнее децентрализация исполнения. Каждый занимается своим делом. «Планировщики» обеспечивают оперативную синхронизацию всех объектов потока путем оперативного перепланирования с учетом текущей ситуации и критериев эффективности, «исполнители» самостоятельно реализуют плановые задания на практике по стандартам действий. В случае отклонений осуществляется поиск причин и действий их исключающих, которые впоследствии стандартизируются. Все это приводит к снижению потерь, что позволяет улучшить нормативы производства и отразить их в планировании. Так реализуется адаптивный модель управления бизнесом, быстро приспосабливающегося в постоянно меняющейся реальности с целью достижения максимальной эффективности.
Вернусь к тому, с чего начал: структура управления определяет информационную структуру. В горизонтально - интегрированной системе управления информация идет от клиента / потребителя к поставщику вдоль всего потока создания ценности. Отправной точкой является запрос от клиента, на основании которого формируется корзина заказов. В условиях конкурентной борьбы она крайне нестабильная. Относительно сформированной корзины заказов формируется детальные планы для всех объектов материального потока: отгрузка, производство, снабжение… ремонты, персонал… Насквозь. Детальные планы принимаются к исполнению и далее контролируется надежность их исполнения по каждому участку потока. А лучше рабочему месту. Если на всех переделах планы исполняются точно, то объекты материального потока работают синхронно с минимумом потерь в производительности и затратах. Работаем так как задумывали. В случае отклонения на каком-то участке, осуществляется оперативное перепланирование планов всего материального потока, что возможно только в условиях горизонтально - ориентированной системы управления, так как количество горизонтальных и вертикальных барьеров минимизировано. Если этого не сделать, то возникает рассинхронизация потока, которая приводит к потерям – снижается производительность и увеличиваются издержки.
Лучшим мировым достигнутым уровнем в части организации горизонтальной системы управления является двухуровневая система управления: директор завода, старший мастер; сквозное процессное управление потоком создания ценности; делегирование исполнения на уровень производственных ячеек – команд. Но это лучший мировой опыт. К нему лучше переходить поэтапно. Хорошим промежуточным этапом является трёхуровневая система управления: директор завода, директор по направлению, старший мастер; сквозное процессное управление по дивизионам; командная организация труда.
Реформа системы управления на практике подразумевает поэтапную централизацию планирования: от участков к цеху, от цеха к дивизиону, от дивизиона к компании. На промежуточном этапе четко будет прослеживаться необходимость адаптации управленческой отчетности. Давайте рассмотрим управленческую отчетность, ориентированную на поток для идеального случая.
Все начинается со сбыта. В идеальном случае здесь должен планироваться весь поток создания ценности, так как сбыт ближе всех находится к клиенту: формирование портфеля/корзины заказов, планирование и графикование их исполнения по всем объектам потока. Отсюда должно осуществляться планирование материального потока вплоть до детализированного графикования отгрузки, производства и снабжения. Если система планирования позволяет это делать, то дальше реализуется сквозной контроль… по всем переделам. План - факт. Цель - факт. Перечислю их с конца материального потока: продажи продукции, отгрузка продукции, запасы на СГП, поступление произведенной продукции на СГП, объем произведенной продукции, выход годного, запасы и НЗП, запасы полуфабрикатов, входной контроль, закупки…
Обратите внимание, централизованные функции «планирования» и «контроля исполнения» - разделены. Контроль по всем участкам потока позволяет выявить отклонения, с которыми необходимо работать. В нашем случае отклонение должно приводить к перепланированию всего потока для синхронизации работы его объектов и… одновременной организации определения причин его возникновения. «Сквозные» специалисты по процессам: логистика, качество, оборудование, персонал… определяют причину и исключают её путем стандартизации процессов и последующего обучения персонала, тем самым улучшая нормативы, которые являются базой для планирования. Таким образом реализуется цикл PDCA. Постоянное совершенствование процессов.
Структура управления определяет информационную структуру. На практике все четко. Понятно «где курица», «а где яйца». Покупая дорогую информационную систему, вы вынуждены будете её адаптировать под существующую структуру управления, иначе она просто не будет работать. Информационная система и реальность будет разведена. Внедрение эффективной информационной системы начинается с трансформации системы управления исполнения. Реализуя её, информационная система естественным образом будет адаптироваться под неё. В этом случае внедрение автоматизированных информационных систем многократно повысит эффективность управления бизнесом.

Урок для айтишников. «Почему ты, когда говоришь о развитии информационных систем, постоянно все сводишь к планированию» - я часто слышу такой вопрос от бывалых «айтишников».
«Потому, что информационная система должна соответствовать процессам управления и исполнения в бизнесе. Она их обслуживает. А центрообразующим процессом является процесс планирования. Только он способен сформировать цельную структуру информационного потока. Есть поток создания ценности, есть потребность клиента, и есть логика планирования удовлетворения этой потребности в потоке создания ценности. От этой логики зависят все остальные бизнес - процессы: процедуры учета исходной информации, контроля исполнения плановых заданий, организация корректирующих действий, управление нормативно-справочной информации… Если пойти от обратного, как это делают сейчас многие из-за непонимания сути, например, от процесса учета исходной информации, то мы придем к модульной информационной системе, в которой эти самые модули между собой плохо согласованы. Именно процесс сквозного планирования материального потока адекватно согласовывает деятельность бизнеса в рамках всего потока создания ценности».
ssman.ru - люди сильные духом +
количество посещений=67695