К-ов бизнес систем
публикация - 2023-05-16 cоздание - 2021-09-07
Фундаментальная макротенденция
Информация, которая циркулирует в СМИ, очень активно используется для управления населением. Основная задача – поддержание стабильности, что вполне естественно для общества, которому не нужно, чтобы народ бузил из-за того, что он голоден, или из-за того, что ему нечем себя занять. Вот поэтому «интегральные» силы общества используют информацию для поддержания управляемого состояния. И далеко не всегда эта информация соответствует реальности.
Здесь главный критерий не правдивая информация, здесь главный критерий – управляемое население. Это не плохо, и не хорошо, это жизнь. Но порой неплохо бы заглянуть за грань… В этом случае реальность может показаться далеко не совсем такой как нам ее подают. Итак, давайте попробуем вместе сделать это и посмотрим, что там на той стороне. Ведь если мы говорим о стратегии развития нам важно иметь адекватную интерпретацию реальности.
Очень многое, о чем пойдет речь ниже, для большинства будет новой и порой неожиданной информацией, хотя ее следовало бы знать только потому, что она определенно влияет на нашу с вами жизнь, бизнеса и общества. Еще как влияет. Постарайтесь пропустить ее через себя. Будет очень полезно.
Для интриги приведем один из диалогов с заводским топ-менеджментом.
«Как вы считаете, насколько выросло народонаселение за последние 200 лет? Давайте так. Расслабьтесь. Вам сегодня за ваши ответы ничего не будет. Можете говорить все, о чем думаете».
Ответы: «На 10%, в два раза, вообще не выросло, на 50%, в три раза».
Практически никто не называет правильную цифру. Удивительно, такое происходит как в среде топ-менеджмента, так и в среде рабочих. На этом этапе у них возникает диссонанс восприятия. С одной стороны, их сегодня пригласили на вводную часть по стратегии развития. С другой, им тут «втирают» про динамику народонаселения. Где связь? Но это не мешает росту интриги.
«За последние 200 лет народонаселение выросло в 7 раз! Представьте, нашей планете миллиарды лет. В этом разрезе двести лет даже не мгновенье. Тем не менее, за это «ничтожно малое время», человечество успело сформироваться и расцвести. По сути мы плодимся «как кролики». Конечно, при соответствующих условиях на нашей матушке земле.
Критический взгляд на эту информацию уже побуждает сомневаться в официальной истории развития человечества. Маловероятно, что за миллиарды лет на планете при такой скорости роста численности населения, существовала только одна цивилизация. На Земле постоянно происходят различные планетарные изменения, и логично было бы предположить, что человечество то угасает, то расцветает. Проникнитесь этой информацией».
«О чем говорит динамика народонаселения? И почему собственно она определяет многие макропроцессы, которые сейчас происходят в обществе?»
Сначала нужно разобраться с факторами, которые ее определяют. А дальше станет понятно, почему она является фундаментальной макротенденцией и определяет многие события, которые происходят в нашем обществе.
Первый фактор – стремление людей объединяться. «Почему люди объединяются? По сути человек свободолюбив. Почему он стремится объединиться с другими, даже если это идет в разрез с его волей?». Потому-что «мамонта легче завалить сообща». Один в поле не воин. Когда люди объединяются, сообща они могут «свалить мамонта», кроме того у них появляется возможность найти в социуме свое место, которое максимально соответствует его природе. В результате возникает синергия, количественная и качественная: один лучше всех изобретает, другой производит, третий продает… Так происходит резкое увеличение эффективности жизнедеятельности. В бизнесе этот процесс называется разделением труда. Когда человек объединяется с другими, определяет свое место в социуме, общая эффективность труда, а значит и совместные доходы резко возрастают.
Второй фактор – формирование института семьи. Так вот, объединились люди и завали они мамонта, для того чтобы утолить свой голод. Лежит сытый человек на боку, но что-то его беспокоит. Смотрит он на бедолагу старика, который на задворках общины помирает, и никто ему не помогает. Сытого человека начинает беспокоить свое будущее. Он не хочет голодной и холодной смерти. «Какую технологию придумало человечество на тот момент, чтобы обеспечить свое будущее?» Молчите… хотя ответ на поверхности. Оно сформировало институт семьи, который начала интенсивно «делать» детей, тем самым обеспечивая с их помощью свое будущее: взрослые дети позаботятся о стариках. Получается, что в основе формирования семей, лежит не столько любовь между женщиной и мужчиной, сколько необходимость обеспечить свое будущее.
Третий фактор – углубление разделения труда. Люди объединяются. Люди размножаются. Количество людей в социуме увеличивается с ускоряющимися темпами – гиперболически. Чем больше людей в социуме, тем больше у человека возможности найти свое место в нем. Это приводит к еще большему углублению разделения труда и как результат к увеличению его эффективности: когда деятельность человека специализирована и он работает в непрерывном потоке - производительность труда начинает резко расти. Значит еще больше растут и доходы общества.
Четвертый фактор – снижение рождаемости детей. По мере увеличения численности народонаселения и углубления разделения труда приходит время, когда общество становится зажиточным - может себе позволить пенсии, пособия… да и вообще у человечества появляются другие технологии обеспечения своего будущего нежели чем дети: накопления, депозиты и т.п. Как следствие пропадает стимул рожать много детей. Один-два для души на семью не более. А для того, чтобы поддержать численность народонаселения на семью в среднем должно быть порядка, если математически, 2.15. Как результат темпы роста населения начинают снижаться. Со временем в абсолютном выражении начнет снижаться и сама численность. И этот тренд вообще никак не перебивает значительный рост продолжительности жизни: а она за двести лет увеличилась практически на 30 лет.
«При чем здесь численность народонаселения и стратегия развития?».
Дело в том, что основная миссия массового производства – это обеспечение продуктами и услугами народонаселения. Когда население растет, растет и спрос на продукты массовых производств. Соответственно, когда численность народонаселения перестает расти, необходимость в новых мощностях пропадает. А если она начинает снижаться, резко возрастает конкурентная борьба за клиентов и часть мощностей закрывают. Динамика народонаселения по сути является фундаментальной тенденцией, которую надо учитывать вообще в любых стратегиях. Мы как раз находим в фазе снижения темпов спроса со стороны народонаселения. А как было сказано выше, это не временная тенденция, она устойчивая. Мы входим в эру постоянно ужесточающийся конкуренции за рынки сбыта. Соответственно, и стратегия развития должна учитывать ее. Она должна быть максимально клиентоцентричной. Когда у клиента есть выбор, он начинает искать для себя оптимальное решение своих проблем. Ключевым моментом здесь является цена продукта при приемлемом качестве и сроках обеспечения. А цену продукта определяют издержки производства…
«Из чего в пределе состоят издержки в производстве?». Как правило, начинают перечислять факторы себестоимости: затраты на сырье и материалы, на логистику, на энергию, на технологии, на оборудование, на труд… «Это все правильно, но я задал вопрос, из чего издержки состоят в пределе, в сухом остатке?».
Очень тяжело увидеть то, что лежит на поверхности. Суть всегда в простоте, но ее постижение требует затратить порой значительные усилия. Конечно, речь идет не о физических усилиях.
Как - то один из зарубежных консультантов, видя, как тяжело дается российским менеджерам понимание важности производительности труда, произнес такую фразу: «Посмотри на проблему под углом. Вы поймите - мы самим по себе сырью, материалам, технологиям, электроэнергии… деньги не платим. Мы платим деньги только людям, которые их добывают, разрабатывают, производят, продают… И чем меньше людей в потоке создания ценности, тем ниже наши издержки. Представь в пределе, если роботы добывают, производят, продают, сами себя ремонтируют, кому вы будете платить деньги? А если некому, то каковы будут ваши издержки? Вы поняли?». В жизни бывают такие моменты, когда раз и пазл сложился: в пределе издержки состоят только из затрат на человеческий труд.
Мы сейчас находимся в фазе замедления темпов мирового спроса – как было сказано выше это объективная тенденция и она будет только усугубляться. Новые мощности будут востребованы все меньше и меньше, а вот конкуренция за рынки сбыта среди действующих мощностей будет только нарастать. Потребитель пойдет только к тому поставщику, где ценник на продукт будет ниже при приемлемом качестве и сроках обеспечения. Если раньше акулы производственного бизнеса зарабатывали на новых мощностях, то сейчас акцент смещается на повышение операционной эффективности. И мы ничего с этим поделать не можем. Акулы бизнеса были всегда. Они не откажутся от возможности заработать деньги. Если раньше они зарабатывали на новых производствах, то сейчас на … снижении издержек в действующем бизнесе.
Да, где – то осознанно, в большинстве случаев неосознанно, но они активно включаются в конкурентную борьбу за уже не растущий рынок сбыта. Хотим мы этого или нет, повышение производительности труда в этих условиях объективный фактор, и мы не можем на него повлиять. Нам придется выводить людей из производства. Это не плохо, и нехорошо, это жизнь.
Есть три способа решения проблемы, которая встает перед человеком. Первый – самый простой, не замечать ее. И большинство людей так и поступают. Например, пошли какие-то симптомы недомогания, зашмыгал нос, дискомфорт… не обращаем внимание. Копится, копится, заболели… Начинаем активно лечиться. Это второй способ решения проблем. Начинаем бороться с ней. Принимаем лекарство, отлеживаемся на постели, переболели, вылечились и что дальше? А что дальше, забыли и продолжаем жить как ни в чем ни бывало. А есть третий способ решения проблемы, который мало кто применяет на практике. Он по сути определяет успешность человека, бизнеса и общества. С одной стороны, он очень простой, с другой – сложный. Третий способ – это задать себе вопрос: «Почему у меня стали появляться симптомы проблемы? Что я сделал не так? Что я должен сделать, чтобы проблема не появлялась вновь?». Человеческое ленивое сознание отвечает: «Это случайность». Но если у человека достаточно внутренней силы, то он понимает, что случайностей не бывает. Очень многое проходит мимо сознания, но это не означает, что этого нет. Оно есть. Сильный духом человек способен задать себе вопрос о том, почему это с ним произошло, найти соответствующий ответ, изменить свое поведение… Тем самым он проблемы преобразовывает в свое преимущество. Переработав таким образом проблему он становится сильнее.
Перед нами стоит проблема. Сегодня нам удалось расширить свое восприятие реальности и увидеть фундаментальную макротенденцию, влияющую на очень многие процессы в обществе. Перед нами стоит выбор: не обращать на нее внимание и отдаться на волю случаю, бороться с ней, то бишь с акулами производственного бизнеса, но это тупиковых путь, или… в «духе третьего пути» принять проблему, понять ее, и научится использовать ее в своих интересах. Это относится не только к человеку, но в нашем случае к бизнесу и государству в целом.
Для себя мы должны уяснить, что темпы спроса в долгосрочной перспективе будут только снижаться. Да, будут взлеты и падения, но на «падающих» рынках. А это требует кардинального переосмысления бизнес-деятельности. Характер деятельности придется кардинально изменять. Хотим мы этого или нет, другого не дано. И чем раньше мы это осознаем, тем быстрее впишемся в новую реальность. Если раньше бизнес в большей степени зарабатывал на освоении новых рынков сбыта, то - есть на инвестиционной деятельности, то сейчас и в дальнейшей перспективе становится актуальным развитие операционной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности. Те, кто владеет технологией производства продукции для клиентов с лучшим соотношением «цена-качество-сроки», обеспечивает себе управляемое будущее. А это требует формирования постоянно-развивающегося бизнеса: клиенториентированные продукты, постоянное снижение издержек, повышение скорости реакции…
ssman.ru - люди сильные духом +
количество посещений=44954