Мы уже привыкли работать по общезаводским стандартам, которые регулируют деятельность предприятия. Это рабочие инструкции, чертежи, техпроцессы, стандарты… Зачастую они недостаточно детализированы, и из-за этого отдельные операции выполняются по-разному. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. Кто-то с меньшим количеством расходных, кто-то с большим. Кто-то выполняет операции осознанно и безопасно, а кто-то – пренебрежительно по отношению к своему здоровью. В результате большие вариации, которые не позволяют организовать работу потока создания ценности с максимальным эффектом.
Для минимизации вариаций стандарты нужно детализировать вплоть до простейших действий с учётом лучших практик. В этом помогает такой инструмент как «стандартизированная работа».
«Стандартизированная работа» позволяет перенести на бумагу лучшие достигнутые практики применительно к конкретным рабочим местам.
Когда мы говорим о стандартизированной работе подразумеваем детализированные стандарты:
- Стандарты рабочего места – 5S
- Стандарты действий: техпроцессы, КСО – карты стандартных действий.
- Стандарты обслуживания оборудования: КАОО – карты автономного обслуживания оборудования.
- Стандарты взаимодействий.
Стандартизировать работу — значит выявить наилучший порядок выполнения действий, который позволяет достичь результата качественно, в срок и гарантируя безопасность самого исполнителя. Проще говоря, речь идет о создании пошаговой инструкции по работе на конкретном рабочем месте. Этой инструкции должны следовать как новички, так и опытные сотрудники.
Философия стандартизированной работы базируется на вовлечении в разработку непосредственных исполнителей по принципу: «напиши, как сделать - сделай, как написал».
Чтобы создать стандарт, необходимо выполнить следующие шаги:
1. Определяем объект стандартизации. Стандартизировать можно как основные - производственные, добавляющие ценность продукции; так и вспомогательные операции/действия - обслуживание, подготовка, наладка, наверка, логистика и т.д.
Важно: это должны быть операции, по которым есть проблемы: например, в области безопасности труда, качества, производительности, расхода материалов, взаимодействий и т.д. Или это должны быть операции, которые мы хотим улучшить: например, сокращение длительности выполнения операции. Нет смысла стандартизировать то, что нас устраивает. Пока устраивает…
Если проблемных операций много — пишем список при этом необходимо установить приоритеты и плановые даты разработки для определения приоритетов очередности разработки.
2. Определяем команду разработки. Стандарт должны разрабатывать те, кто его потом будет исполнять. Конечно, должен быть лидер/организатор с соответствующей зоной ответственности. Должны быть эксперты - непосредственные исполнители, знающие нюансы выполнения. Могут быть консультанты — персонал, который понимает процесс, является его потребителем или заказчиком, может помочь в каких-то вопросах. Может быть оформитель — специалист, который умеет правильно написать и оформить, знает правила работы с документами. Функции могут быть совмещены. Например, роль оформителя может взять на себя лидер подразделения.
Важно: разработка должна проходить в команде 3-7 человек, а ещё лучше в бригаде, для которой каждая операция — это часть совместного труда.
3. Непосредственная разработка стандарта. Есть два пути. Первый. Собрали всех экспертов, сделали срез на основании их опыта с требуемой детализацией.
Второй путь. Собрались 2-3 человека и идём на рабочее место. Рабочий-эксперт выполняет операцию и очень детально её проговаривает. Скорость выполнения операции при этом не важна. Важна точность описания.
Как результат по обоим путям разработки стандартов — есть последовательность выполнения операции с определенной степенью детализации. В электронном виде или бумажном.
4.Обкатка — последовательность. Выполняем операцию в рабочем режиме. Желательно, чтобы это был не тот же эксперт, который принимал активное участие в разработке стандарта.
Один выполняет, а ещё один член команды тщательно наблюдает за его действиями и сравнивает с установленной последовательностью. Очень вероятно, что первоначально описанная последовательность действий соблюдена не будет. Необходимо обсуждение в команде «другого» опыта. Если требуется внесения изменений — внесли. И так до тех пор, пока лучшая комбинация последовательности действий будет всеми принята за правило.
5. Обкатка — длительность. Выполняем операцию на время. Лучше, чтобы все эксперты выполнили её по 3-4 раза. При выполнении засекаем и записываем время каждого действия. Фиксируем лучшее и среднее время по каждому эксперту и по всем. Рекомендуется в стандарте фиксировать среднее время выполнения отдельных действий и операции целиком. Но в любом случае, решение принимает лидер.
6. Оформление. К моменту оформления стандарта у нас есть лучшая последовательность действий по выполнению операции, длительность выполнения и фото важных моментов. Пора оформлять документ. Сразу в компьютере. Можно взять стандартный бланк, например, КСО - карты стандартных операций и оформляем в нем последовательность действий. Не забываем записывать вспомогательные и контрольные инструменты, если используем во время операции, требования по использованию средств защиты. В разработчики записываем всю команду.
7. Утверждение и введение в действие. Документ распечатали, все подписали, лидер утвердил. Оригинал остался у лидера или отдали его на хранение руководителю. Копию желательно вывесить прямо на рабочее место. Персонал, который не вошел в команду разработки, но тоже выполняет данную операцию и новый персонал обучаем работать по стандарту: наставник показывает и контролирует, ознакомление через «лист обучения».
8. Контроль и совершенствование. Периодически необходимо наблюдать за исполнением стандарта. Это может делать как лидер, например в бригаде — бригадир, руководитель, контролёр ОТК... Именно наблюдать! Наблюдать для выявления новых приемов работы и, если новые приемы улучшают процесс, внесения изменений в стандарт. Изменения вносятся также по результатам выявленных дефектов в изготавливаемой продукции или отклонениях других показателей процесса. Любое улучшение должно заканчиваться стандартизацией и обучением.
9. Обновление списка проблем для стандартизации. Повторение первого пункта не реже 1-2 раза в квартал. |