К-ов бизнес систем
публикация - 2023-11-06 cоздание - 2021-09-07 - из архива
Система менеджмента качества – что это такое?
На вопрос: «Чем занимается система менеджмента качества?», большинство управленцев не задумываясь отвечают: «Конечно, качеством продукции». Но в современных реалиях это не совсем так. И каждому уважающему себя менеджеру не плохо было бы разобраться с этим.
В современных реалиях система менеджмента качества, если коротко – СМК, вышла за рамки просто «качество продукции». На текущий момент деятельность СМК направлена на максимальное удовлетворение потребности клиента в сроках, качестве и издержках изготовления продукции. Сроки – качество - стоимость.
Более того, в современных реалиях клиентом является не только конечный покупатель, но также и внутренние клиенты в потоке создания ценности: продукт должен удовлетворять требования клиента на каждом переделе потока. Сроки – качество – стоимость.
С практической точки зрения это означает постоянное развитие бизнес-процессов в целом и во взаимосвязи: разработка продукции, снабжение, сбыт, производство, сервис… Сроки – это процедуры и регламенты, качество – это точность исполнения вплоть до элементарных действий, стоимость – функционирование с минимальными потерями. А как? Через повсеместную стандартизация и ее развитие…
Если убрать всю «шелуху», современное СМК должно включать в себя:
- Стандартизацию процессов, процедур и функций вплоть до элементарных взаимодействий и действий: СТО, РИ, МД, техпроцессы, КСО, СРМ, КАОО…
- Улучшение процессов, процедур и функций с помощью корректирующих действий по факту отклонений: цикл PDCA/SDCA – «отклонение – первопричина - стандартизация действий, исключающих ее»
- Улучшение процессов, процедур и функций с помощью упреждающих действий по потенциальным несоответствиям: например, FMEA
То-есть развитие процессов или по-другому - эффективная реализация СМК на текущий момент означает повсеместную стандартизацию и реализацию своевременных корректирующих и упреждающих действий.
Как-то один из ведущих экспертов по СМК в России, Лапидус В.А., обозначил свою озабоченность: «С одной стороны мы внедряем СМК, с другой - производственную систему(ПС). Они очень сильно между собой пересекаются, но каждый идет своим путем». Он как раз в своей деятельности активно пытается интегрировать между собой эти два направления развития.
Для того, чтобы повысить эффективность операционного развития, нам также предстоит решить эту проблему. И у этой проблемы есть свое решение. Есть точки соприкосновения. В основе СМК и ПС лежит стандартизация. В основе улучшения стандартов – со стороны СМК - корректирующие/упреждающие действия, со стороны ПС - кайдзен. Так в чем же проблема - СМК и ПС по сути занимаются одним и тем же? Все дело в том, что СМК себя больше позиционирует с позиции верхнеуровневых стандартов – процессов и процедур, ПС – нижнеуровневых – КСО, СРМ, КАОО... СМК занимается развитием «сверху-вниз», ПС – «снизу-вверх». СМК охватывает весь бизнес, ПС – производство. Получается, что ПС является одним из довольно действенных механизмом внедрения СМК на практике. Принятие этого устраняет «это твое, а это мое» и позволяет выстроить максимально согласованную работу всех ключевых игроков в развитии бизнеса.
ssman.ru - люди сильные духом +
количество посещений=45062