Записки непутевого менеджера
публикация - 2022-03-12 cоздание - 2009-01-27 - из архива
«Лояльность – это ликвидация тачки и лома»
Мы очень много уделяем внимание лояльности коллектива. Когда мы говорим об эффективной производственной системе, лояльность персонала должна быть в ее основе. Лояльность — значит управляемость, без которой невозможна стабильность, а тем более развитие.
Одним из способов повышения лояльности является облегчение труда, которое возможно в случае механизации, автоматизации и ликвидации «лишнего и дурного» труда.
Рассмотрим тему малой механизации труда на примере развития производственной системы нашего завода. Почему малая, а не большая? Все очень просто мы – мы привыкли к дешевому ручному труду, и вот тебе напасть, он уже вроде бы не дешевый, но все еще не дорогой, и люди уже не так держаться за рабочее место, как раньше. Оснащать производства дорогими машинами пока еще экономически не целесообразно, но вот где-то прикупить погрузчик, да и еще и с ротатором, это становится реальным и эффективным. Это позволяет существенно снизить текущую нагрузку на человека. Понимание того, что пора приступать к малой механизации приходило поэтапно, по мере того как были исчерпаны другие возможности для повышения заработной платы и облегчению труда. Малая механизация была объявлена лидером предприятия как очередной шаг: «ликвидация тачки и лома в производстве». Действительно, когда ты убираешь из практики тачку и лом, которые являются древними орудиями труда, вдумайтесь - в наш-то продвинутый век механизации, автоматизации и информатизации. Это сильно начинает влиять на сознание работника. Он всю жизнь тягал тачку, а тут его садят за погрузчик, за компьютер, его обучают, ему делегируют ответственность.
Когда мы начинали, малая механизация не была целью. Изначально встала задача: «как быстро и эффективно выполнить технологические обработки электролизера в первую половину утренней смены». Дело в том, что эта часть времени прохладная, а как известно в «жарком» электролизе работа в более холодное время суток является предпочтительней. Переход на график «5-2», который подразумевал работу одним коллективом над определенной группой ванн, был выполнен с условием механизации вывозки угольной пены с помощью дизельного погрузчика (ранее это делалось с помощью тачки). С механизацией вывозки угольной пены встала задача освободить простенки и средний проход от сырья и материалов в корпусах для безопасной и оперативной работы дизельной техники. И тут пришло понимание как надо внедрять механизацию. Оказывается, что можно загрузить действующие мощности и механизировать переработку сырья (оборот, пущонка, сметки), жерди для гашения анодных эффектов расположить на стенах в требуемом количестве, завозку сырья осуществлять при необходимости. Для освобождения простенков от инструмента были внедрены «мобильные» пирамиды (инструмент на тележках) и стационарное расположение инструмента непосредственно на стенах. Более того, инициативные работники вышли с предложением о разработке специального ковша для электролита, который позволяет исключить ручной труд при отливке и отдаче электролита (вместо оборота). Так поэтапно подошли к мысли, что есть возможность полностью исключить «рабскую» тачку. А тут еще и наш амбициозный лидер поставил менеджменту задачу: «нечего расслабляться - давайте думать, как исключить металлически лом».
В ходе этой работы стали вовлекаться рабочие, ведь они в первую очередь заинтересованы в облегчении труда. И процесс пошел, хотя каждый из них понимал, что это может привести к сокращению. Но так как политика менеджмента завода была направлена не на живое сокращение, а штатной численности (за счет естественной текучести персонала) страх сокращения постепенно ушел.
Что еще можно сказать по теме механизации? Еще раз, мы изначально не думали о механизации труда, мы искали способы повысить лояльность коллектива в условиях, когда текучесть возросла, нам это нужно было для того, чтобы наш персонал был управляемым, а с управляемым персоналом можно выполнять любые цели и задачи. Мы просто сделали один шаг, другой … и в конце концов количество превратилось в качество, наше движение стало системным. Это теперь мы говорим о необходимости механизации, автоматизации и исключение «ненужного» труда, но когда мы были в самом начале пути, у нас и мыслей не было, что это приведет к такому.
Кстати, здесь есть одна маленькая хитрость. Заключается она в слове «малая». Малая механизация, малая автоматизация. Понятно, что со временем уровень механизации и автоматизации будет расти. Производительность также будет повышаться. Затраты на производство будут сокращаться. Но только вот вопрос, как начать. Если говорить просто про механизацию, то сразу встает вопрос денег. Когда «механизация» была заменена на «малая механизация», процесс оснащения погрузчиками пошел легче.
ssman.ru - люди сильные духом +
количество посещений=234328