Идеология порядка
публикация - 2017-02-08 cоздание - 2014-04-19 - из архива
4.2. Формирование идеологии развития ч.3
Культурные аспекты
Меня давно интересовал вопрос: почему бережливость ассоциируют с японцами? Почему педантичность с немцами, трудолюбивость с корейцами, романтичность с французами?
Любой национальности свойственны определенные черты характера. В той или иной степени на их формирование оказывали влияние такие факторы как: среда обитания, быт, религия, традиции... На протяжении столетий каждая нация воплощала в себя качества, которые позволяли ей выживать и само реализовываться. Нет, в большей степени выживать.
Япония - небольшое государство. Небольшая территория, мало природных ресурсов. А вот народонаселение большое. Жизнь в условиях ограничений вносит свои коррективы. Сначала с приростом населения они двинулись по пути внешней, военной экспансии. Ничего у них не получилось. Войну проиграли. Разруха и упадок экономики заставили жителей мобилизовать свой внутренний потенциал. Они как - немцы, начали развивать высокотехнологическое производство, осуществляя тем самым товарную экспансию, которая позволяла им получать необходимые ресурсы для своей жизнедеятельности. В отличие от немцев, которые сделали ставку на инновационную продукцию, японцы акцентировались в больше степени на обеспечении ее доступности для широких масс. Как им это удалось? Японская культура несет в себе бережливость во всем. Следствие ограниченных ресурсов при большом народонаселении. Для того чтобы выжить, приходиться быть бережливым. Во всем. Не только в ресурсах, но и во взаимодействии друг с другом. Зачем ссорится, ругаться? Мы живем на маленьком острове. Легче выжить совместными усилиями. Поражение в войне мобилизовало японцев. У них появился неплохой шанс. Америка и Европа открыла им свое пространство. Сделала доступными свои технологии и доступ на их рынки сбыта. Осталось только сформировать продукт, который был бы востребован на этих рынках. Западные технология в руках бережливых японцев позволила сформировать им уникальный продукт – широкую линейку недорогих качественных товаров массового использования: автомобили, машины, радиотехника… Именно основательность и бережливость во всем является главным конкурентным преимуществом японцев. Из них вытекает и качество на всех переделах, и низкие запасы, и быстрое освоение новой продукции. Они буквально вторглись на западные рынки, взамен получив необходимые для себя ресурсы. Сейчас Япония – богатая страна. Но на текущий момент ей на пятки наступает Китай, Южная Корея. Но это уже другая история.
Почему в России не получается внедрить бережливое производство? У нас другая страна, другие люди, другой менталитет, другое отношение к труду и производству. Большая территория, огромные ресурсы, небольшое народонаселение. Нет нехватки в ресурсах. Россия богатейшая страна по наличию природных ископаемых. Это наше достояние и в тоже время наше бремя. Зачем напрягаться, когда можно нагнуться и просто взять. Но это расслабляет, демобилизует, «отупляет». В этом и есть наш бич. Нет того кнута, как у Японцев и Немцев. А личной инициативы и идей для развития не хватает. Вот и ждем, пока гром грянет. Тогда-то уж мы всем покажем.
Какова мораль? Японскую бережливость и немецкую педантичность сформировали ограничения в ресурсах. Если мы хотим внедрить эффективную производственную систему, позволяющую быть конкурентоспособными, нам тоже придется трансформировать свою культуру. Но для этого нужна либо Идея либо Ограничения, а лучше и то и другое, которые мобилизуют коллектив на сверхусилия. Есть ли у нас Идея, за которую мы готовы хоть на амбразуру? Есть ли у нас Ограничения, которые заставят нас быть активными?
Мне нравится волна активности, которая сейчас пошла по нашей площадке. Но, на мой взгляд, она сформирована небольшой командой инициативных людей. А нам важно вовлечь в это большинство лидеров. Необходимы ограничения. Пусть и искусственные. Надо ставить амбициозные цели: по производительности труда, запасам, качеству, загрузке оборудования. С двух сторон. И стимулы и мотивы. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=99175