Идеология порядка
публикация - 2015-12-22 cоздание - 2014-05-03
4.3.4. «Стендовая визуализация» ч.2
Реформа образования
Звучит громко. Пусть. Без этого никуда. Как человек и общество думает, так и действует. Если хаос в мыслях, то хаос и в жизни. Надо навести порядок. Порядок в системе образования.
Недавно пригласили к себе в гости одного из руководителей Высшей Школы Бизнеса при МГУ им. Ломоносова. Продемонстрировали на практике новый подход к образованию… на примере «Академии ПС».
Прошло всего полтора года. В довольно большой компании удалось развернуть «децентрализованную систему образования» с мощными элементами мотивации к обучению по направлению - «операционная эффективность». Суть заключается в том, что на постоянной основе тренинги, подчиняющиеся некой единой идеологии, осуществляют эксперты. Те, кто реально внедрил или внедряет. Мотивация к обучению обеспечивается простой и понятной идеологией развития и привлечением к обучению производственных лидеров. Последние и есть эксперты. Воспитание собственных экспертов позволяет эффективно транслировать знания и опыт в массы. Сначала таких было трое, потом двадцать, сорок, сейчас уже более пятидесяти человек. Это уже большая группа, группа единомышленников.
Изначально важно было сформировать единую идеологию. В ней должен быть здравый смысл, в основе которого лежит некая логика развития, и идея, ради которой люди готовы изменить себя. Без единой идеологии не будет мобилизации. Она должна быть. Иначе хаос.
Идеология становится мощной, когда за ней сила, которую привносят поддерживающие ее лидеры. Она рождается изнутри. Из глубокой уверенности в себе. Ее носителями являются люди с большой силой духа. Лидеры. Люди идут только за сильными лидерами.
Только сильный лидер может «взрастить» сильного лидера. Только сильный лидер способен делегировать развитие идеологии на уровень потенциальных лидеров. Создавая условия для развития лидерства, формируется активность и, как следствие, результат. Так идея, подкрепленная волей лидера, становится новой реальностью. Сопутствующие ей знания и опыт - практическими навыками. Только такой лидер, получивший волевыми усилиями практический навык, становится идеальным учителем. Он является лидером, идеологом, практиком и преподавателем в одном лице. Знания, навык и умение вовлечь. Лучше не придумаешь. С каждым таким преподавателем, идеология крепнет, так как она приобретает еще одного идейного носителя.
Классическая система образования заточена на передачу знаний. Как правило, в ней не отражена мотивация к обучению и практическая составляющая. По сути, простое транслирование знаний. Современные технологии решили проблему доступности знаний. Их стало столько, что появилась проблема выбора. Я называю это «горе от ума». Человек погружается в информационный хаос: разная информация, на разный вкус, с разной правдой… Но проблема «точки опоры» никуда не ушла. Если у человека нет внутренних ориентиров, то он блуждает по информационному океану как лодочка без весел.
Современной системе образования явно не хватает практической направленности. Она превращается в виртуальное пространство. Много слов и мало действий. Если дело пойдет в таком же русле, образование будет действовать не на развитие, а на деградацию. Вернее, она уже так действует. «Есть АЙТИ, а есть реальная жизнь».
Но жизнь мудра, все расставляет на свои места. Всем воздает по заслугам, и даже тем, кто занимается «словоблудием». Их немало. Их засосала виртуальная жизнь. А реальность жесткая. Жестким будет и приземление. Можно конечно ждать, втайне надеясь, что этого не произойдет. А можно занять активную позицию и использовать возможности современных технологий для развития.
Для того чтобы развивать систему образования, необходимо перейти от количества к качеству. Необходимо смещать акцент на мотивацию к обучению и практику. Если человеком движут истинные мотивы, он начинает использовать доступные знания на практике, приобретая тем самым требуемые навыки. Поэтому для нас представляет ценность методы и инструменты формирования мотивации к обучению, аккумулирования практических навыков и механизмы их транслирования персоналу.
Как? Варианты есть. Мы подошли к этому «ощупью», в большей степени интуитивно, пытаясь оперативно мобилизовать коллектив на развитие. Сформировали идеологию, «взращиваем» под нее лидеров – внедренцев - коучеров, вовлекаем их программу обучения. В результате получилась «децентрализованное обучение» с помощью собственных экспертов с сильными стимулирующими к обучению факторами. Эффект мощный. Быстро формируется команда единомышленников, которые втягивают остальных. Происходит «слом» части культурных слоев. Получается новое качество. Новая реальность.
Есть тонкие моменты. Их надо учитывать. Основная задача идеологии - максимально согласовать цели компании и ее работников. Не простое это дело. Надо найти объединяющую идею. Плюс надо «смириться» с мыслью делегирования исполнения, развития, управления... Не каждый на это пойдет. Хотя мне кажется иного не дано. Конкуренция заставит.
Хотел просто объяснить, получилось сложно. Но зато на реально работающем примере. Суть простая. Для того чтобы система образования стала эффективной, нужно решать проблему мотивации к обучению и доступа к практическим навыкам. Если бы знал, как сделать проще, сделал бы. Пока так. А может быть по-другому и не получится. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=99471