Идеология порядка
публикация - 2016-07-15 cоздание - 2014-08-07
6.4.3. «Четкое планирование» как идея для комплексной автоматизации планирования и управления.
Довольно долго работал в производстве рабочим, мастером, менеджером. Не понаслышке знаю - неэффективность на каждом шагу. Основная проблема – отсутствие согласованной деятельности работников. Как внутри, так и между подразделениями. Между текущей деятельностью и будущим. Сплошные потери. Огромные потери. От отсутствия «четкого планирования».
Неоднократно пытался подступиться к осмыслению и организации «четкого планирования». С разных сторон. «Снизу-вверх» – от производства и к стратегии. «Сверху-вниз» от стратегии к текущему моменту. Вширь, от снабжения до сбыта. И всегда наталкивался на ряд системных проблем: отсутствие стандартизированной работы, децентрализованное планирование, несогласованная деятельность подразделений. Пришел к выводу, что не решив их, построить эффективную систему планирования и управления невозможно. Логика следующая. Если в системе есть стандартизированная работа, то у нас есть описание процессов по времени и прочих параметров производственных операций. И … относительная стабильность. Воспроизводимость процесса. В этом случае появляется возможность стандартизации и последующей автоматизации планирования производства по агрегатам, по операциям, по времени по заданному критерию эффективности при определенных ограничениях. Автоматизированное графикование производства - АГП.
По сути АГП решает проблему оперативной синхронизации работ внутри подразделения. А как согласовать работу между подразделениями с учетом нестабильного спроса? Между сбытом и производством, между производством и снабжением, между производством и сервисными службами… Должна быть синхронизация логистических цепочек. В этом случае реализуется планирование «точно в срок». Автоматизированное позаказное планирование – АПП. Здесь надо понимать, что полная оперативная синхронизация всех бизнес процессов возможна только при совместной реализации АГП и АПП. Оперативность расчетов позволит быть гибким с точки зрения неточности прогнозов спроса, неплановых остановов оборудования, нестандартных ситуаций по технологии… Если происходит «незапланированное событие» – система оперативно перепланирует весь поток, таким образом реализуя принцип оперативного планирования.
Оперативное планирование позволяет реализовать оптимизационное управление бизнес процессами. Дело в том, что на данный момент, если посмотреть в будущее, существует множество решений по реализации стратегии. Не одно, а много. Разные комбинации, среди которых при определенном прогнозе есть наилучшее решение. Используя в качестве базы АГП и АПП можно реализовать следование оптимальной стратегии, можно автоматизировать среднесрочное и долгосрочное планирования. Камнем преткновения является точность прогноза спроса и макроэкономических показателей. На коротком промежутке времени проблема погрешности - до 6 мес, нивелируется путем оперативного перепланирования бизнес процессов. Но чем дальше горизонт планирования, тем сильнее прогноз зависит от понимания макроэкономической ситуации на мировых рынках. Знание этой темы позволяет довольно приемлемо предсказать усредненные показатели динамики макропараметров. А для нас это приемлемо, так как «непредсказуемые» отклонения от «предсказуемых» усредненных прогнозов компенсируются возможностями оперативного перепланирования потока. Исходя из этого, в составе среднесрочного и долгосрочного планирования существенную роль играет макроэкономическое прогнозирование.
Три взаимосвязанных автоматизированных блока: графикование производства, позаказное планирование, среднесрочное и долгосрочное планирование. Еще раз, реализация их невозможна без: централизации, стандартизации и автоматизации процессов планирования. Это потребует серьезных изменений в производственной системе: как в головах, так и в организационной структуре бизнеса. На практике придется изменить структуру управления, привить культуру работы по стандартам, усилить инженерные подходы при ведении бизнес деятельности…
С точки зрения технической реализации «четкого планирования» два подхода:
- 1 подход - готовые автоматизированные коммерческие продукты, которые признаны в мире.
В мире существует много компаний, которые предлагают готовые программные комплексы для решения задач «четкого планирования»: SAP, I2, Quinteq, OMEGA, SKEP, Cyberplan, … Проблема одна. Практическая реализация. Часто она подменяется хорошим пиаром. А где найти реально работающую систему, которую можно приспособить к бизнесу?
Недавно нашли у немцев пример организации «четкого планирования». Завод Alunorf. Производство из алюминиевых слябов полуфабрикатов. Довольно крупная компания. Производство 1.5 млн. тонн продукции в год. С 1990 года начала системно реализовывать автоматизацию «графикования производства» и «позаказного планирования». Им это удалось сделать. Тогда реализацией занималась заводская группа технологов и программистов, которые впоследствии основали компанию Quintiq. Я заинтересовался их опытом. Если уж кому и суждено первыми реализовать рабочую универсальную, функциональную, автоматизированную систему планирования, так это немцам. И подход «сборки» системы мне импонирует. «Снизу-вверх». Сначала автоматизация графикования, потом позаказное планирование, а далее среднесрочное планирование, пусть пока еще на коротком периоде. «Снизу-вверх». Системы взаимосвязаны. Больше всего мне понравился сам этап рождения ядра разработки. В 90 годы у завода появились проблемы со сбытом. Чтобы выжить, необходимо было приспособить бизнес систему под волатильные рынки. Нужно было внедрять гибкое мобильное производство. Ставку сделали на эффективность планирования и управления. Централизовали планирование в составе одной дирекции: снабжение, производство, сбыт. Это само по себе уже прорыв. Оно привело к изменению мышления. К снижению межфункциональных барьеров. К стандартизации процедур планирования и их последующей автоматизации. Технологи, планировщики, коммерсанты, программисты в единой команде начали автоматизировать текущее планирование, постепенно оттачивая систему. В результате, рост объемов производства на действующем оборудовании, снижение запасов и повышение точности исполнения заказов.
- 2 подход – самостоятельная автоматизация на базе открытой платформы.
Я уже писал про открытые платформы. На мой взгляд, это более практичный подход. Никто кроме нас самих не сделает бизнес эффективным. Все в наших руках. Я не зря привел историю реализации оперативной системы планирования и управления Quintic на Alunorf. Они сами внедрили систему оперативного планирования и управления: сделали не только программный продукт, сделали централизацию планирования, выполнили стандартизацию расчетов и взаимодействия. Программа родилась как следствие, а не причина.
Я уже писал, что понимание сути эффективного планирования и управления ко мне приходило постепенно по мере погружения в процесс. Сначала на производстве, потом в дивизионе и компании, потом опять на производстве. Я взглянул на процесс «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Мне кажется, это позволило понять проблему планирования более комплексно. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=95926