Идеология порядка
публикация - 2023-08-01 / cоздание - 2014-08-07 - из архива
Еще немного об автоматизации планирования


Довольно долго работал в производстве рабочим, мастером, менеджером. Не понаслышке знаю - неэффективность на каждом шагу. Основная проблема – отсутствие согласованной деятельности работников. Как внутри, так и между подразделениями. Между текущей деятельностью и будущей. Сплошные потери. Огромные потери. От отсутствия «четкого планирования».

Неоднократно пытался подступиться к осмыслению и организации «четкого планирования». С разных сторон. «Снизу-вверх» – от производства и к стратегии. «Сверху-вниз» от стратегии к текущему моменту. Вширь, от снабжения до сбыта. И всегда наталкивался на ряд системных проблем: отсутствие стандартизированной работы, децентрализованное планирование, несогласованная деятельность подразделений. Пришел к выводу, что, не решив их, построить эффективную систему управления бизнесом невозможно.
Стандартизация дает воспроизводимость результатов. Воспроизводимость хороший базис для планирования потока плоть до уровня рабочего места. Вплоть до каждого работника. В свою очередь культура работы по актуальным/перепланированным сменным заданиям для каждого работника позволяет согласовать деятельность всех в бизнесе. Задачу детализированного перепланирования потока создания ценности решает методология APS – улучшенное планирование и графикование.
По сути, автоматизированное графикование производства решает проблему оперативной синхронизации работ персонала внутри подразделения. А как согласовать работу между подразделениями с учетом нестабильного спроса? Между сбытом и производством, между производством и снабжением, между производством и сервисными службами… Должна быть синхронизация логистических цепочек. В этом случае реализуется планирование «точно в срок». Автоматизированное управление цепочками поставок - SCM. Здесь надо понимать, что полная оперативная синхронизация всех объектов потока создания ценности возможна только при совместной реализации SCM и APS.
Оперативное перепланирование всего потока создания ценности по методологиb SCM/APS позволяет реализовать оптимизационное управление бизнесом – адаптивную модель управления бизнесом. Дело в том, что на данный момент, если посмотреть в будущее, существует множество решений по реализации стратегии. Не одно, а много. Разные комбинации, среди которых при определенном прогнозе есть наилучшее решение. Используя в качестве базы SCM/APS можно реализовать следование оптимальной стратегии, и тем самым эффективно автоматизировать оперативное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Камнем преткновения является точность прогноза спроса и макроэкономических показателей. На коротком промежутке времени проблема погрешности - до 6 мес, нивелируется путем оперативного перепланирования потока. Но чем дальше горизонт планирования, тем сильнее прогноз зависит от понимания макроэкономической ситуации на мировых рынках. Знание этой темы позволяет довольно приемлемо предсказать усредненные показатели динамики макропараметров. А для нас это приемлемо, так как «непредсказуемые» отклонения от «предсказуемых» усредненных прогнозов компенсируются возможностями оперативного перепланирования потока. Исходя из этого, в составе эффективного автоматизированного среднесрочного и долгосрочного планирования существенную роль играет макроэкономическое прогнозирование.
Три взаимосвязанных автоматизированных блока: оперативное, среднесрочное и долгосрочное планирование. На базе SCM/APS. Грань меду блоками стирается. Появляется единая расчетная модель. Еще раз, такая реализация невозможна без централизации, стандартизации и автоматизации процессов планирования. Это потребует серьезных изменений в производственной бизнес-системе: трансформация не только процессов, но и культуры. На практике придется изменить структуру управления, привить культуру работы по стандартам, усилить инженерные подходы при ведении бизнес-деятельности…
С точки зрения технической реализации «четкого планирования» два подхода:
1 подход - готовые автоматизированные коммерческие продукты, которые признаны в мире.
В мире существует много компаний, которые предлагают готовые программные комплексы для решения задач «четкого планирования» - сквозного планирования потока: SAP APO, I2, Quinteq, PSI, HYDRO, OMEGA, SKEP, Cyberplan, … Проблема одна. Практическая реализация. Часто она подменяется хорошим пиаром. А где найти реально работающую систему, которую можно приспособить к бизнесу?
Недавно нашли у немцев пример организации «четкого планирования». Завод Alunorf. Производство из алюминиевых слябов полуфабрикатов. Довольно крупная компания. Производство 1.5 млн. тонн продукции в год. С 1990 года начала системно реализовывать автоматизацию «графикования производства» и «среднесрочного планирования». Им это удалось сделать. Тогда реализацией занималась заводская группа технологов и программистов, которые впоследствии основали компанию Quintiq. Я заинтересовался их опытом. Если уж кому и суждено первыми реализовать рабочую универсальную, функциональную, автоматизированную систему планирования, так это немцам. И подход «сборки» системы мне импонирует. «Снизу-вверх». Сначала описание, стандартизация и упорядочивание своих бизнес-процессов, потом их автоматизация – графикование, позаказное планирование… учет, контроль исполнения… «Снизу-вверх». Больше всего мне понравился сам этап рождения ядра разработки. В 90 годы у завода появились проблемы со сбытом. Чтобы выжить, необходимо было приспособить бизнес-систему под волатильные рынки. Крупные заказы стали снижаться. Чтобы не потерять в экономической эффективности, необходимо было осваивать работу в условиях «мелких» партий заказов. Ставку сделали на повышение эффективности управления потоком создания ценности. Централизовали планирование в составе одной дирекции: заказы, проектирование, снабжение, производство, сбыт. Это само по себе уже прорыв. Оно привело к изменению мышления. К снижению межфункциональных барьеров. К стандартизации процедур планирования и их последующей автоматизации. Технологи, планировщики, коммерсанты, программисты в единой команде начали автоматизировать планирование, постепенно оттачивая систему. В результате рост объемов производства на действующем оборудовании, снижение запасов и повышение точности исполнения заказов.
2 подход – самостоятельная автоматизация на базе открытой платформы.
Я уже писал про открытые платформы. На мой взгляд, это более практичный подход. Никто кроме нас самих не сделает бизнес эффективным. Все в наших руках. Я не зря привел историю реализации оперативной системы планирования и управления Quintiq на заводе Alunorf. Они сами внедрили сквозную систему оперативного планирования и управления: сделали не только программный продукт, сделали централизацию планирования, выполнили стандартизацию расчетов и взаимодействия. Программа родилась как следствие, а не причина.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=159512