Эффективное ERP/MES/АСУТП
публикация - 2017-03-09 cоздание - 2017-03-09 - новое
ПроMES: трудности в описании бизнес процессов
Все мы знаем, или «в основном все», что проект MES направлен на автоматизацию процессов оперативного управления производством. С акцентом на «автоматизацию» процессов. Важно понимать, что «автоматизация» возможна только для стандартизированных процедур и функций. Взаимодействий и действий.
Программист может заложить в программы только формализованные алгоритмы: по взаимодействию, по логике принятия решений, по последовательности операций. По другому ни как. Если в части стандартизации действий большинство компаний проделали большая работа, то в части стандартизации взаимодействий, логики принятия решений – многие процедуры до сих пор не формализованы. Укрупнённо - да, детально - нет. Особенно это касается процедур планирования. Это не плохо и не хорошо. Это жизнь. Тем не менее, для успешной реализации проекта MES требуется детальное описание и процедур и функций, порой вплоть до элементарных действий.
Закрутив рукава мы начали действовать. Понимая, что детальное описание процессов, процедур и функций оперативного управления производства в короткие сроки задача из разряда «невозможно», тем не менее, мы стиснув зубы, приступили к работе. Для того, чтобы понять какие процессы и функции описывать, пришлось воссоздавать процессную модель бизнеса сверху-вниз вплоть до базовых процедур. Это необходимо было сделать, чтобы понимать каким образом устроено взаимодействие. Когда мы говорим об описании бизнес-процессов, то в первую очередь это относится к формализации взаимодействий, и было бы плохо что-то упустить. От процессов мы перешли к укрупненному описанию процедур, от укрупненного описания процедур к детализированному их описанию, от детализированных процедур к функциям. Чем ниже мы опускаемся вниз, тем больше стандартов и… больше проблем в их описании. Чем ниже вниз, тем больше неопределенность.
Мы поняли, что такие инструменты описания процессов как «интервью» производственного персонала, «наблюдение» за их работой, не дают желаемого результата на уровне описания детализированных взаимодействий и действий. Что делать?
Что делать, когда производственный персонал на одну и ту же ситуацию реагирует по разному? Бывает и так, что один и тот же человек на одно и то же событие реагирует по разному. Как определить лучшую практику, чтобы зафиксировать её в описании бизнес процессов?
На помощь приходит такой инструмент как «совместная разработка стандартов», который решает проблему неопределенности.
«Совместная разработка стандартов» состоит из таких элементов как:
- «обсуждение в команде», в ходе которого рассматриваются все возможные варианты поведения на то или иное событие;
- «эксперты» - в составе команды должны находиться производственные экcперты, включая смежников;
- «лидер» - в составе команды должен быть человек, который поставит точку над «i» при определении лучшей практики из представленных вариантов;
- «координатор» - кто-то должен организовывать сбор команды, дискуссию и оформление;
- «согласование» - принятие ответственности за разработанный стандарт.

В завершении приведем наглядный пример, подтверждающий необходимость применения «совместной разработки стандартов». Приходим мы к одному из специалистов, который выполняет интересующую нас процедуру. Проводим по ней срез с помощью «интервью», все действия и взаимодействия оформляем в стандарте. Приносим стандарт на согласование специалисту. Он его согласовывает. «Да, я так работаю» - утверждает специалист. Когда дело дошло до согласования с его руководителем, у того возникли сомнения. Собрали группу из экспертов, в том числе и смежников. Обсудили совместно. В результате появился документ, который на 80-90% отличался от первоначального. Все бы было ничего, если бы неопределенность возникшая на первоначальном этапе, не повлияла на качество разработки смежных документов. Пришлось оперативно их пересматривать. На уровне описания бизнес процессов всё находится во взаимосвязи. В результате большие потери времени и ресурсов. Но по-видимому без такого «негативного» опыта ни куда.
Описывая бизнес процессы, все больше проникаешься идеей, что необходимо на постоянной основе заниматься стандартизацией бизнес-процессов в рамках всех компании. При описании сразу становится очевидным разного рода потери и неопределенности при выполнении взаимодействий и принятии решений. В первую очередь это относится к процессам планирования и управления логистикой. Там можно найти много возможностей для роста. Читать далее...
Все материалы раздела...
Сайт ssman.ru: люди сильные духом. Количество посещений=50421