Идеология порядка публикация - 2021-09-01 / cоздание - 2021-09-01 - новое Что значит оптимальное планирование?
Как-то выступил перед топ-менеджментом, еще в РУСАЛе, на тему: «Оптимальное управление ресурсами бизнеса». Начал с того, что текущее планирование не является оптимальным, а значит, мы несем потери и они существенные. Это их очень сильно задело: «Как это неоптимальное? У нас есть группа по оптимизации доставки сырья. Есть подразделение, которое занимается эффективным сбытом продукции. Мы максимально загружаем основное производство». Тем не менее, это не говорит о том, что управление оптимально.
Дело в том, что мы занимаемся локальными оптимизациями различных процессов, которые имеют разные критерии оптимальности в надежде на то, что наш основной показатель эффективности будет максимальным. Но почему-то этого не происходит. Мы убеждаем себя в правильности решения, доказываем, насколько оно эффективно, но это лишь иллюзия. Когда один тянет в одну сторону, другой – в другую, а третий между ними пытается сообразить, чью сторону принять, говорить об оптимальности не приходится.
Что мы имеем. Вертикально интегрированная компания, состоящая из производственных площадок, которые находятся в разных местах. Также в компании существует единая служба обеспечения сырьем и материалами. Есть подразделение, занимающееся сбытом продукции. Если начертить структурную схему бизнес-процессов, то получается довольно сложная модель. Она показывает, что позиция «лебедь, рак и щука» никоим образом не помогает максимально эффективно распределить имеющиеся ресурсы: сырье, поставка, энергопотребление производства, ремонты, выбор и распределение номенклатуры товара, персонал… Необходима некая единая модель бизнеса, необходимо понимание критериев эффективности бизнеса и необходимо понимание ограничений. В этом случае, у нас появляется возможность рассчитать лучшую стратегию или решение.
«Как такую задачу решить?». Из разговора с финансовым директором: «Это сложная математическая задача, которая пока не реализована в конкретное коммерческое предложение крупнейшим IT-компаниям». То есть надо стоять на месте и ждать пока какой-то «айтишник» придет к нам и сделает за нас нашу работу? Что-то мне в такое не верится.
Потребительское отношение топ-менеджмента: «куплю на рынке готовый продукт и внедрю на производство» в этом случае не работает. Внедрение эффективной системы управления потоком создания ценности невозможно в отрыве от менеджмента бизнеса. Иначе будет ситуация: «Есть IT и есть реальная жизнь». Мой опыт показывает, что 95% всех трансформаций системы управления ложится на производственный менеджмент и персонал. «IT» могут помочь только автоматизировать уже готовые стандартизированные процедуры. Это надо понять.
Задачу оптимизации бизнес-процессов управления следует начать со структурных изменений. Снижение уровней управления. Централизация планирования. Стандартизация процессов. Это позиция «снизу-вверх». Она позволяет создать модель для оптимизационных расчетов. Вот ее то и надо автоматизировать в едином информационном пространстве. |