К-ов бизнес систем публикация - 2021-09-07 / cоздание - 2021-09-07 - новое Истинная ценность для акционера
Если бы собственнику компании предоставили выбор: бизнес, приносящий прибыль сейчас, или технология, позволяющая создавать прибыльный бизнес, что бы он выбрал?
Не простой выбор. Бизнес, приносящий прибыль сейчас, завтра может оказаться убыточным, но это хоть «синица в небе». Другое дело если имеешь технологию, позволяющую делать любой бизнес прибыльным. Здесь более управляемая ситуация, но при этом придётся основательно потрудиться. Не простой выбор: «удочка для ловли рыбы или рыба?»
Если же речь идет не только о материальной составляющей, но и о том, как сделать компанию великой, выбор становится очевиден. В этом случае истинной ценностью для акционера становится удочка - технология, позволяющая сделать любой бизнес прибыльным.
Бизнес в современных условиях постоянно переживает взлеты и падения. Таковы реалии рыночной экономики. Хотим мы этого или нет мы подвержены колебаниям рынка. Такое положение дел практически справедливо к любому бизнесу.
Если спрос на продукцию растет, наращиваем производство, оборотный капитал, набираем персонал... Технико-экономические показатели улучшаются: объемы производства, выручка, прибыль. Всем хорошо и собственникам, и бизнесу, и работникам.
Если спрос на продукцию падает… Объемы и выручка снижаются. Еще большими темпами снижается прибыль. Это происходит потому, что как правило бизнес не успевает отрабатывать уменьшение спроса снижением переменных затрат, плюс… на него начинает давить довольно большой объем условно постоянных затрат. А если в дополнение к этому у него есть большая долговая нагрузка, то негатив еще более усугубляется. В результате бизнес может уйти в минус.
Еще раз это не плохо и не хорошо. В условиях конкуренции подъёмы и спады – естественная ситуация, с которой необходимо научиться работать.
Как решают эту задачу передовые компании? Здесь, в основном, три направления.
Первое направление – продуктовая диверсификация производства, которая позволяет стабилизировать финансовые потоки в условиях волатильности рынков. Очень хорошим вариантом является, когда бизнес производит продукцию, которая работает в противофазе по рынкам сбыта: если на одну продукцию спрос падает, то он компенсируется ростом на другую.
Второе направление – повышение скорости реакции бизнес-системы на внешние колебания рынков. Если просто. Когда происходит рост спроса на продукцию, быстро раскручиваем мощности: набираем людей, выводим из консервации оборудование, закупаем ТМЦ… Когда происходит спад - быстро делаем ровно наоборот. Быстро снижаем затраты.
Третье направление – постоянная работа с издержками. Независимо от роста или падения рынков. Как с переменными, так и с постоянными затратами. Это всегда позволяет подойти к спаду рынков более готовым. Да, это сложная работа. Она не дает столько в эффективности, сколько дает рост объемов производства. Она дает «чуть-чуть». Но это «чуть – чуть» становится золотым преимуществом в условиях спада рынков.
Диверсификация, реакция на рынок, издержки… Умение эффективно работать в этих направлениях, позволяет сделать бизнес прибыльным независимо от взлетов и падений рынков. Это умение определяется квалификацией управленцев формировать четко выстроенные процессы по разработке новых видов продукции - НВП, их адаптации, производству, снабжению и сбыту.
«Четко выстроенные» процессы на современном этапе – это процессы с высокой скоростью функционирования. Скорость разработки НВП определяет линейку продукции бизнеса – определяет рынки сбыта для компании. Скорость адаптации продукции, производства, снабжения и сбыта – определяет соотношение «цена-качество-сроки», а это в свою очередь определяет у кого будут покупать – у вас или у конкурентов.
На текущем этапе скорость синоним слова эффективность. Если процессы бизнеса отрабатывают с максимальной скоростью внешние и внутренние изменения: планирование, учет, изготовление, контроль, коррекция, корректирующие действия, то бизнес постоянно адаптируется и тем самым развивается, что позволяет «отжать воду даже из сухих тряпок».
Технология перехода к адаптивной модели бизнесом и есть истинная ценность для акционера. По сути, владея этой технологией можно сделать любой бизнес эффективным. Конечно, с сильной идеей, непоколебимой верой и несгибаемым намерением. С одной стороны, собственники получают максимальную прибыль, с другой – технологию постоянного совершенствования бизнеса. Здесь не надо выбирать. Здесь надо брать и то, и другое.
В последние время производственные компании были в основном сосредоточены на инвестиционном развитии. Они формировали для этого соответствующие компетенции. Но в условиях снижения мировых темпов спроса, такие компетенции отходят на второй план. На передний план выходит развитие операционной деятельности. В современной России такие компетенции начали развиваться под эгидой внедрения бережливых производств, развития производственных и бизнес-систем. Изначально неосознанно, но все более и более системно в компаниях начали формироваться компетенции по повышению операционной эффективности. А это хороший базис для развития команд управленцев в компании, которые профессионально умеют делать бизнес прибыльным. |