К-ов бизнес систем публикация - 2024-09-08 / cоздание - 2021-09-07 - из архива Специфика развития производственной бизнес системы в ОПК
ОПК имеет принципиальные отличия в сравнении с частными коммерческими компаниями.
«Частники» используют относительно доступные технологии для производства продукции. Они находятся в конкурентном рынке: по продукту, цене, качеству, срокам изготовления. Если появился новый востребованный продукт, быстро формируют аналог, организовывают производство.
Если растет спрос на существующую продукцию быстро наращивают мощности. Если спрос стабилен, либо снижается, активно начинают работать в направлении снижения издержек, что позволяет давать цену на продукт ниже, чем у конкурентов. Все это требует развития в бизнес - системе скорости реакции на внешние и внутренние изменения. Для клиента «частников» в первую очередь важно наличие продукта, конкурентная цена и качество. Сильная сторона конкурентных производств - бизнес процессы разработки, управления и исполнения в потоке создания ценности.
«ОПК» использует малодоступные и порой закрытые технологии. Он находится в относительно неконкурентном рынке. Конечно конкуренция присутствует, но между странами: у такой-то страны есть такое-то наступательное или оборонительное вооружение с такой-то эффективностью, надежностью и ценой. Для клиента «ОПК» в первую очередь важна функциональность продукта при сопоставимой надежности. Клиенты, готовы за это переплачивать. Как внутренние, так и внешние. Сильная сторона - акцент на инновации, которые позволяют повысить обороноспособность страны.
Наличие свободной конкурентной среды способствует развитию бизнес процессов формирования ценности, которые, начиная от разработки прототипа и завершая его массовым производством, имеют тенденцию к удовлетворению требований клиента по продукту, срокам исполнения, качеству и… цене.
Формирование свободной конкуренции в «ОПК» очень сильно ограничено в силу закрытости оборонных технологий. Если бы такие ограничения отсутствовали, можно было бы для созданных прототипов продукции размещать заказы на конкурентных «частных» мощностях, которые сделали бы продукцию в срок, качественно, с минимальной ценой. Например, в Китае, где очень сильный уровень разделения труда, который позволяет им создавать продукцию порой в разы дешевле, чем делаем это мы. Но такой вариант для нас закрыт. Поэтому клиенты «ОПК» переплачивают, ждут в очередях, испытывают проблемы с качеством… Не только в России. Тем не менее, даже в таких условиях спрос на оборонно-наступательную продукцию всегда есть, потому что речь идет о выживаемости и сохранении идентичности.
«ОПК» в условиях слабой конкуренции имеет недостаточные стимулы развивать свои бизнес-процессы с позиции удовлетворения клиента по цене. Есть определенный стимул развивать процессы разработки, производства в требуемый срок, обеспечения надежности. Да, он не такой как в жестких конкурентных условиях, но все же присутствует. Но вот, что касается издержек… Клиент вынужден переплачивать.
С другой стороны, если посмотреть шире и дальше, задаться себе целью стабилизировать финансовое состояние компании «ОПК» в условиях нестабильного спроса со стороны оборонного комплекса, то здесь придется основательно потрудится в части развития экспорта и гражданской продукции на имеющейся ресурсной базе, так как они позволяют компенсировать падение спроса со стороны «оборонки». Как только речь заходит об экспорте и гражданской продукции «ОПК», хочет он того или нет, он вступает в конкурентный рынок, который начинает стимулировать его развивать свои бизнес процессы, ориентированные в том числе и на снижение издержек производства.
Если компания «ОКП» хочет быть финансово-устойчивой в долгосрочной перспективе, ей придется развивать свои бизнес процессы как это делают «частники». Как следствие, поток создания ценности будет «дешеветь». Здесь у «ОПК» появляются хорошие возможности для усиления блока развития продуктовой линейки путем инновации, модернизации и адаптации…
за счет части «высвобождающихся» ресурсов при повышении операционной эффективности. |