К-ов бизнес систем
публикация - 2023-08-09 / cоздание - 2021-09-07
Методология «Стандартизированной работы»


Когда мы говорим про методологию – это всегда сухая выжимка из жизни. Если есть выбор изучать методологию, или читать интересную книгу, то он очевиден. Тем не менее, если мы заинтересованы снижать вариации в процессе, нам придет «методологизировать» нашу деятельность. Поэтому немного терпения. Оно окупится со сторицей.

Мы уже привыкли работать по общезаводским стандартам, которые регулируют деятельность предприятия. Это рабочие инструкции, чертежи, техпроцессы, стандарты… Зачастую они недостаточно детализированы, и из-за этого отдельные операции выполняются по-разному. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. Кто-то с меньшим количеством расходных, кто-то с большим. Кто-то выполняет операции осознанно и безопасно, а кто-то – пренебрежительно по отношению к своему здоровью. В результате большие вариации, которые не позволяют организовать работу потока создания ценности с максимальным эффектом.
Для минимизации вариаций стандарты нужно детализировать вплоть до простейших действий с учётом лучших практик. В этом помогает такой инструмент как «стандартизированная работа».
«Стандартизированная работа» позволяет перенести на бумагу лучшие достигнутые практики применительно к конкретным рабочим местам.
Когда мы говорим о стандартизированной работе подразумеваем детализированные стандарты:
- Стандарты рабочего места – 5S
- Стандарты действий: техпроцессы, КСО – карты стандартных действий.
- Стандарты обслуживания оборудования: КАОО – карты автономного обслуживания оборудования.
- Стандарты взаимодействий.
Стандартизировать работу — значит выявить наилучший порядок выполнения действий, который позволяет достичь результата качественно, в срок и гарантируя безопасность самого исполнителя. Проще говоря, речь идет о создании пошаговой инструкции по работе на конкретном рабочем месте. Этой инструкции должны следовать как новички, так и опытные сотрудники.
Философия стандартизированной работы базируется на вовлечении в разработку непосредственных исполнителей по принципу: «напиши, как сделать - сделай, как написал».
Чтобы создать стандарт, необходимо выполнить следующие шаги:

1. Определяем объект стандартизации. Стандартизировать можно как основные - производственные, добавляющие ценность продукции; так и вспомогательные операции/действия - обслуживание, подготовка, наладка, наверка, логистика и т.д.
Важно: это должны быть операции, по которым есть проблемы: например, в области безопасности труда, качества, производительности, расхода материалов, взаимодействий и т.д. Или это должны быть операции, которые мы хотим улучшить: например, сокращение длительности выполнения операции. Нет смысла стандартизировать то, что нас устраивает. Пока устраивает…
Если проблемных операций много — пишем список при этом необходимо установить приоритеты и плановые даты разработки для определения приоритетов очередности разработки.
2. Определяем команду разработки. Стандарт должны разрабатывать те, кто его потом будет исполнять. Конечно, должен быть лидер/организатор с соответствующей зоной ответственности. Должны быть эксперты - непосредственные исполнители, знающие нюансы выполнения. Могут быть консультанты — персонал, который понимает процесс, является его потребителем или заказчиком, может помочь в каких-то вопросах. Может быть оформитель — специалист, который умеет правильно написать и оформить, знает правила работы с документами. Функции могут быть совмещены. Например, роль оформителя может взять на себя лидер подразделения.
Важно: разработка должна проходить в команде 3-7 человек, а ещё лучше в бригаде, для которой каждая операция — это часть совместного труда.
3. Непосредственная разработка стандарта. Есть два пути. Первый. Собрали всех экспертов, сделали срез на основании их опыта с требуемой детализацией.
Второй путь. Собрались 2-3 человека и идём на рабочее место. Рабочий-эксперт выполняет операцию и очень детально её проговаривает. Скорость выполнения операции при этом не важна. Важна точность описания.
Как результат по обоим путям разработки стандартов — есть последовательность выполнения операции с определенной степенью детализации. В электронном виде или бумажном.
4.Обкатка — последовательность. Выполняем операцию в рабочем режиме. Желательно, чтобы это был не тот же эксперт, который принимал активное участие в разработке стандарта.
Один выполняет, а ещё один член команды тщательно наблюдает за его действиями и сравнивает с установленной последовательностью. Очень вероятно, что первоначально описанная последовательность действий соблюдена не будет. Необходимо обсуждение в команде «другого» опыта. Если требуется внесения изменений — внесли. И так до тех пор, пока лучшая комбинация последовательности действий будет всеми принята за правило.
5. Обкатка — длительность. Выполняем операцию на время. Лучше, чтобы все эксперты выполнили её по 3-4 раза. При выполнении засекаем и записываем время каждого действия. Фиксируем лучшее и среднее время по каждому эксперту и по всем. Рекомендуется в стандарте фиксировать среднее время выполнения отдельных действий и операции целиком. Но в любом случае, решение принимает лидер.
6. Оформление. К моменту оформления стандарта у нас есть лучшая последовательность действий по выполнению операции, длительность выполнения и фото важных моментов. Пора оформлять документ. Сразу в компьютере. Можно взять стандартный бланк, например, КСО - карты стандартных операций и оформляем в нем последовательность действий. Не забываем записывать вспомогательные и контрольные инструменты, если используем во время операции, требования по использованию средств защиты. В разработчики записываем всю команду.
7. Утверждение и введение в действие. Документ распечатали, все подписали, лидер утвердил. Оригинал остался у лидера или отдали его на хранение руководителю. Копию желательно вывесить прямо на рабочее место. Персонал, который не вошел в команду разработки, но тоже выполняет данную операцию и новый персонал обучаем работать по стандарту: наставник показывает и контролирует, ознакомление через «лист обучения».
8. Контроль и совершенствование. Периодически необходимо наблюдать за исполнением стандарта. Это может делать как лидер, например в бригаде — бригадир, руководитель, контролёр ОТК... Именно наблюдать! Наблюдать для выявления новых приемов работы и, если новые приемы улучшают процесс, внесения изменений в стандарт. Изменения вносятся также по результатам выявленных дефектов в изготавливаемой продукции или отклонениях других показателей процесса. Любое улучшение должно заканчиваться стандартизацией и обучением.
9. Обновление списка проблем для стандартизации. Повторение первого пункта не реже 1-2 раза в квартал.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=53066