К-ов бизнес систем
публикация - 2021-09-08 / cоздание - 2021-09-08 - новое
Волшебная кнопка


Мечта для акционеров и топ-менеджеров иметь некую «волшебную кнопку», на которую нажал и тут же получил оптимальный планирование объектов управления бизнесу чуть ли не до каждого рабочего центра и человека. Изменилась внешняя конъюнктура, нажал на кнопку, получил оптимальный план.

Произошли внутренние изменения, которые приводят к дисбалансу в работе, нажал на кнопку, получил оптимальный план, быстро «перебалансировал» работу. Произошли сбои в снабжении, нажал на кнопку, получили оптимальный план, тем самым минимизировал потери. Мы живем в реальном мире, в котором очень много внешних и внутренних вариаций, которые приводят к снижению эффективности бизнеса. Мечта, когда есть «волшебная кнопка», на которую нажал при возникновении такой вариации и получил оптимальное руководство, как быстро минимизировать вероятные потери, а лучше еще, если она позволяет использовать вариации в достижении еще больше эффекта.
Вроде все просто: cформировали техническое задание для ИТ подразделения, на основании которого разработали такую «волшебную кнопку» или купили уже готовое программное решение. И все в шоколаде. Однако, такой подход не работает на практике. Давайте попробуем разобраться почему.
Эволюционно автоматизация систем бизнес-планирования, или получение заветной «волшебной кнопки», развивалось следующим образом.
Все началось с MRP, которая дословно переводится как планирование материальных ресурсов. MRP рассчитывает производственный график в два шага. На первом, считается потребность в материалах на основе прогнозов продаж и спецификаций изделий. На втором шаге, рассчитывается необходимая производственная мощность. Другими словами, материалы и загрузка производственных мощностей планируется отдельно друг от друга. Доступность необходимых производственных мощностей принимается в расчет слишком поздно, что приводит к невозможности выполнить план.
Эти ограничения привели к эволюции MRP системы, которую назвали просто MRP II. Планирование потребностей в материалах в MRP II сопровождается планированием потребности в производственных мощностей и составлением расписания производства. Но так получилось, процесс планирования в MRP II оказался крайне ресурсоемким, что не позволило реализовать быстрое перепланирование всего потока. Кроме того, MRP II не способно спланировать перекрестные технологические маршруты и не учитывало работу смежных подразделений.
Следующим эволюционным решением стала система ERP - планирование ресурсов предприятия. Важное отличие от MRP II то, что ERP автоматизирует бизнес процессы всего предприятия, не только производства и логистики. В этой системе заложена возможность динамического планирования, синхронизации всех подразделений предприятия, унификация и централизация учета. Но есть и минусы. Обилие функционала приводит к сложности интерфейса. Шаблонность структуры ERP снижает гибкость применения и часто приводит к утрате индивидуальных конкурентных преимуществ предприятия. В итоге получили ERP - решение, которое хорошо синхронизирующее работу подразделений, но оно трудно адаптируемо под уникальные условия планирования. Очень маловероятно, что и следующее эволюционное решение в виде ERP II учтет уникальность нашего предприятия.
В итоге готовых решений для бизнеса попросту нет.
Может тогда запросить ИТ департамент создать ИТ систему под наши требования? Но тогда, сотрудник ИТ справедливо будет требовать чистоты и стабильности исходных данных для расчета, и главное алгоритмов, по которым можно автоматизировать планирование. На практике очень часто оказывается, что у бизнеса нет готовых алгоритмов планирования, которые обеспечивают выполнение очень важного принципа – «вытягивания по потоку», что по сути обеспечивает синхронную работу? На практике оказалось, что у нас их нет. Т.е. проблема не в IT. Проблема в бизнес процессах, проблема в нас самих. Никто за нас нашу работу не выполнит. Наша судьба в наших руках.
Что мы можем сделать? Мы можем сами определить и отработать адекватные алгоритмы планирования. Фокус на единый сетевой график по потоку с централизацией функции планирования. Т.е. сама по себе автоматизированная программа без организационной трансформации эффекта не дает. Централизация планирования позволяет устранить барьеры и тем самым повысить частоту перепланирования всего потока, тем самым кардинально повышается точность планирования по всем объектам потока. Более точные планы производства повысят доверие исполнителей к нему, а они в свою очередь будут наполнять его более точными входными данными, в том числе и нормативными данными. Когда производственники начнут доверять системе планирования, они будут давать нормативы без «перестраховочного» запаса, что несомненно приведет к повышению эффективности: к повышению надежности исполнения заказов, росту производительности труда и снижению запасов.
Что мы делаем? Именно по такому пути развивается группа ЦПП ДвОП. С помощью ИЦКК, разрабатывается единый сетевой график, который оперативно рассчитывается на основе проходимости и производственных циклов участков. Указанный путь тернист и труден. Не все так просто. Пока мы используем доступные решения – Excel/VB и доски оперативного управления. Excel позволяет отработать алгоритмику быстрого перепланирования потока каждого участка на заданный горизонт времени, которую со временем планируем переложить на более системное решение в MES. Это целевая модель. Кстати у нее в IT есть свое название - APS -Advanced Planning & Scheduling – улучшенное планирование и графикование.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=53105