К-ов бизнес систем
публикация - 2023-05-15 / cоздание - 2021-09-08
BFG — хороший шанс догнать и перегнать


Большинство компаний активно пытаются цифровизовать свой бизнес. И у каждой — свой подход, который обусловлен уровнем зрелости ключевых топ–менеджеров. Если сравнивать с лучшим мировым опытом, российский менеджмент сейчас — в роли догоняющего. С другой стороны, у нас есть шанс избежать множества ошибок, которые допускали наши зарубежные коллеги.

Эволюция IT
С середины прошлого столетия активно развиваются автоматизированные системы управления технологическим процессом — АСУТП. Тогда, конечно, ещё никто не говорил про популярные ИТ–решения — SCADА, MES, ERP, BI*. В то время остро стояла проблема автоматизации технологических объектов, на которых люди не могли выполнять процессы с требуемыми качеством и издержками. По сути, это была автоматизация физического труда рабочих. С неё и началась реальная цифровизация.
Вместе с компьютерами, локальными информационными сетями и интернета, появилась возможность автоматизации взаимодействия людей. А общие дисковые пространства, Excel, электронная почта позволили начать активную цифровизацию локальных процессов управления. Тогда это было сродни революции. Повсеместно, по мере осознания возможностей информационных технологий, «то тут то там» началась локальная «хаотичная» цифровизация процессов управления бизнесом. Такого взрывного роста автоматизации, который дало повсеместное внедрение Excel и e–mail, мы больше не наблюдали. Сейчас развёртывание комплексных средств цифровизации идёт эволюционно, а не скачкообразно.
Сквозные системы учёта
По мере завершения этапа спонтанной локальной автоматизации процессов управления на базе Excel, e–mail и компьютерных сетей стали появляться сквозные системы учёта — SCADA, ERP, чуть позже — MES. Учёт позволил увидеть, что происходит в бизнесе. Но видеть, не значит управлять. Стала нужна сквозная цифровизация систем планирования, контроля исполнения, анализа и принятия управленческих решений. Последнее сейчас называют AI — искусственный интеллект. Понятно, что до полноценного AI нам ещё далеко. А если говорить об автоматизации планирования, контроля и анализа, — тут IT уже давно разработали все необходимые решения. В этих технологиях стержневой процесс — планирование потока создания ценности. От того, как, с какой детализацией, дискретизацией и горизонтом мы ведём планирование, выстраивается система учёта, контроля и стандартизированного анализа.
Автоматизация сквозного планирования началась с SCM — управления цепочками поставок. У нас есть последовательность заказов для клиентов, понимание маршрутов, времени исполнения, расходных коэффициентов и текущего состояния по укрупнённым переделам потока создания стоимости. Отсюда появилась возможность автоматизации поставок сырья и материалов. А чуть позже и цифровизация обеспечения вспомогательных процессов — персонал, оборудование, оснастка. Это позволило запустить автоматизированное объёмно–календарное планирование бизнеса. По месяцам, по ключевым активностям, очень укрупнённо, с большими запасами, но все же это было лучше, чем раньше. Яркий представитель — немецкая компания SAP, которая начала это реализовывать на своём движке APO — укрупнённое оптимизированное планирование.
На этом уровне автоматизации задержались какое–то время, а затем, опять–таки немцы, предложили концепт более детализированного управления производством на уровне MES. В него включили движок APS — сквозное планирование потока создания ценности до уровня операций и рабочих мест. Более того, они начали масштабировать этот концепт за рамки производства, постепенно дополняя, а потом и вытесняя укрупнённое планирование бизнеса — SCM. Они стали расширяться до уровня формирования потребности для клиентов и корзины заказов, до PLM — разработки продуктов и технологий, закупок, подготовки производства, персонала, оборудования, отгрузки, доставки, сервиса. Начали реализовывать сквозное среднесрочно–скользящее и оперативное планирование в рамках всего потока создания ценности до уровня операций. Яркие представители — немецкие PCI, Hydra, Quintiq.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=53006