К-ов бизнес систем
публикация - 2023-05-27 / cоздание - 2021-09-09
Вызовы – возможности – стратегия


Прежде чем переходить к разработке единой концепции развития бизнеса ГК Калашников, необходимо разобраться в тем, что сейчас происходит в мире: зная прошлое, принимая как есть настоящее, мы начинаем видеть сценарии реализации будущего. В начале книги, мы описывали фундаментальную макротенденцию, которая определяет спрос на продукцию массового производства.

Речь идет о динамике народонаселения. До конца прошлого столетия бизнес в основном зарабатывал на освоении новых рынков, формирование которых обеспечивал гиперболический рост народонаселения, которое формировало очень сильный запрос на новые продукты и объемы производства. Сейчас же ситуация кардинально изменилась. Сейчас бизнес зарабатывает на конкуренции за действующие – уже освоенные – рынки сбыта. Связано это с тем, что, начиная с конца прошлого столетия начали снижаться темпы роста народонаселения из-за уменьшения рождаемости: в экономически развитом обществе люди не хотят рожать столько детей как раньше. Тенденция на снижение рождаемости устойчивая, обусловлена тем, что общество стало более зажиточным, чем раньше из-за повышения эффективности труда, произошедшего в результате процессов глобализации.
Когда спрос не растет с таким же темпом как раньше, усиливается конкуренция за освоенные рынки, которая в первую очередь реализуется путем снижения издержек при приемлемом качестве и сроках исполнения. Сейчас побеждает тот, кто умеет максимально быстро удовлетворять потребности клиента в продукте, сроках, качестве и цене продукта.
Если сделать анализ мировых тенденций за последние 20 лет, то он только подтверждает выше обозначенные выводы. С 2008 года мы видим устойчивое снижение цен на энергоносители и сырьевые ресурсы: к примеру, в пике цена на нефть выросла в 2008 году до 130-140 $ за баррель, сейчас она составляет 50-60 $ за баррель. Причина – снижение темпов спроса и эффекта от монетарного стимулирования мировых экономик.
Снижение цен на энергоносители и сырьевые ресурсы привело к увеличению стоимости валют развитых стран в рублях, что уменьшает валютные доходы и доступность зарубежных товаров и технологий для нашей страны.
Все это приводит к нестабильности в ГОЗ/ГЗ, удорожанию передовых средств производства, росту социальной напряженности. Несомненно – это очень большие вызовы для нашего государства, общества и бизнеса, но одновременно это и большие возможности. Дело в том, что спрос на продукты массового производства в нашей стране никто не отменял. И если мы хотим их получать, но уже в условиях усиливающихся ограничений, нам придется восстанавливать отечественное производство, что собственно говоря мы и делаем. В последнее десятилетие доля отечественного несырьевого бизнеса пусть и медленно, но растет.
Учитывая, что тенденция к снижению цен на энергоносители и сырье устойчива в длительной перспективе, у нашей страны появляются сильные стимулы для «перезагрузки» своей экономики, что может стать хорошей возможностью для развития ГК «Калашников».
Основным конкурентным преимуществом нашей компании несомненно является ее бренд - «Калашников» и… гособоронзаказ. Государство всегда будет поддерживать предприятия, которые ориентированы на обороноспособность страны. Поэтому заказы на нашу продукцию будут всегда, конечно при условии, наличия требуемых технологий и способности их качественно производить и в срок. И все бы хорошо, но в силу описанных выше обстоятельств, доходы государства непостоянны, соответственно гозоборонзаказ также нестабилен во времени, что негативно сказывается на финансовой устойчивости нашей компании. Происходят постоянные взлеты и падения заказов. Для нас это объективная реальность, на которую мы должны соответствующим образом реагировать. Как это сделать? Диверсификация, скорость реакции на рынки, постоянное снижение издержек. «Диверсификация» достигается путем увеличения доли продукции гражданского назначения и экспорта, а это умение работать в условиях конкурентных рынков. Конкурентоспособность обеспечивается «скоростью реакции на рынки», то бишь развитием сквозных клиентоцентричных бизнес-процессов управления потоком создания ценности, и «постоянным снижением издержек», что подразумевает повсеместное внедрение бережливых технологий.
По сути гособоронзаказ – это скелет нашего бизнеса. Гражданская продукция и экспорт – мышцы, сила которых определяет устойчивость его финансового положения. Вроде бы две разных активности. Их объединяет наличие востребованного рынком продукта. Отличает: для «военки» - на первом месте стоят сроки исполнения и надежность, для «гражданки» - цена продукции. Тем не менее, умение воспользоваться сильными сторонами обоих направлений в целом для бизнеса, создает хорошие возможности для повышения конкурентоспособности.
Умение принять вызов, найти в нем возможности и преобразовать их в преимущество позволяет создать качественные рабочие места, что в условиях роста социальной нестабильности, способствует привлечению в компанию лучших трудовых ресурсов.

Наверх / Назад / Вперед


«+» счетчик=53073