К-ов бизнес систем публикация - 2021-09-09 / cоздание - 2021-09-09 - новое Финансовый «светофор»
Светофор — гениальное изобретение. Принцип его работы подходит не только для регулирования дорожного движения, но и оценки любой деятельности. В этом случае зелёный цвет означает, что всё хорошо, жёлтый — удовлетворительно, а красный — это зона роста. Так появляются стимулы для развития. Мы уже используем «светофор», чтобы отслеживать прогресс внедрения 5С, для Обходов УД, SLA. Пришла пора «покрасить» и нашу экономику.
Зелёный — внешний центр прибыли
• Генерирует доходы, продавая продукцию или услуги внешним клиентам по рыночным ценам.
• Руководитель центра прибыли отвечает за прибыль и работает над увеличением доходов и снижением расходов.
Синий — внутренний центр прибыли
• Подразделение, которое получает доход в основном от внутренних клиентов.
• «Продаёт» продукты и услуги внутренним клиентам по сниженным ценам, так как нет затрат на организацию сбыта и маркетинг.
Жёлтый — центр сервиса
• Обслуживает несколько подразделений в организации без прибыли — на уровне безубыточности.
• «Продаёт» продукты и услуги внутренним клиентам по себестоимости.
Красный — центр затрат
• Предоставляет общее сервисное обслуживание, расходы на которое невозможно отнести к конкретным центрам прибыли и эффективно контролировать.
• Затраты распределяются между внутренними и внешними центрами прибыли в организации.
Простая визуализация позволяет увидеть, кто в компании зарабатывает деньги (зелёный и синий), кто оказывает сервисные услуги (жёлтый), кто предоставляет услуги, которые сложно соотнести с конкретным центром прибыли — «непрозрачная» и «неуправляемая» деятельность (красный). Чем меньше красного в компании, тем она финансово здоровее.
Ключевое слово в этой истории «КТО». Кто отвечает за конкретные финансовые показатели компании? За выручку, прибыль, издержки на ФОТ, сырьё и материалы, ремонты. Когда у показателя есть ответственное лицо, им можно управлять, иначе это «чёрный ящик». Поэтому очень важно персонифицировать ответственность за достижение эталонного года* по каждой конкретной позиции.
Такую задачу генеральный директор поставил ключевым топ-менеджерам компании. Сейчас они работают над визуализацией своей экономики в формате светофора. Срок 23 февраля. А что дальше? Дальше — расчёт себестоимости по видам деятельности. Об этом в следующий раз. |