К-ов бизнес систем публикация - 2023-11-23 / cоздание - 2021-09-09 - из архива Защита RnD проектов в КТЦ
Какое оружие предложить геймеру, на чём сэкономить при разработке изделий и почему вредно изобретать аксессуары «с нуля» — эти и другие вопросы обсудили в конструкторско–технологическом центре на защите личных проектов по направлениям RnD гражданского и боевого стрелкового оружия, которые представили генеральному директору ГК «Калашников» Дмитрию Тарасову.
Встреча началась с обсуждения проекта создания единого конструкторско–технологического центра по направлению гражданского стрелкового оружия в рамках Ижевского кластера. Единый центр компетенций позволит исключить дублирующие функции блоков RnD на двух площадках, синхронизировать подходы и, как следствие, централизовать управление разработками и ответственность за результат.
Одним из первых проектов, созданных уже в рамках единого RnD ГСО, Дмитрию Тарасову представили проект АК 521 (AK в SCAR компоновке) — надёжный карабин семейства АК, предназначенный для использования в первую очередь с оптическими и электронными прицельными комплексами. Большой интерес вызвало так же обсуждение растущего сегмента пользователей, чей интерес к стрелковому оружию вызван увлечением тактическими и виртуальными играми. В этом плане «Калашников» может предложить гражданскому рынку сразу несколько перспективных разработок. Одной их них может стать модификация ружья МР–155 Ultima — классическое самозарядное гладкоствольное ружьё, внешний вид которого напоминает футуристичное оружие из видеоигр. Дополнительный функционал, который так любят геймеры (возможность установки различных прицельных приспособлений, лазерного целеуказателя, счётчика выстрелов и т.п.), дополнят онлайн «фишки» — например, связь с телефоном пользователя по WiFi, возможность записывать видео непосредственно с оружия и делиться им в социальных сетях и облачных видео-хостингах.
Директор по развитию гражданского стрелкового оружия Валентин Власенко отметил: «Внешний вид для определённого типа покупателей имеет решающее значение: им всё равно, что внутри оружия — лишь бы оно надёжно работало. Есть много хороших изделий, которые мы можем «упаковать» в дизайн, привлекательный для пользователей, ищущих развлечений. Люди хотят получить стреляющую игрушку, и в наших силах дать им это. 90 % посетителей стрелкового центра «Калашников» — люди, не имеющие лицензии на оружие. Мы можем предложить им игровые версии изделий с той же надёжностью и при этом безопасные. Выводы сделаем после форума «Армия» — посмотрим на реакцию аудитории на наши новинки в этом сегменте».
«Если мы поймём, что ниша игрового сегмента достаточно велика, мы можем в определённой степени уйти в этом проекте от огнестрельной стрелковой составляющей и перейти к игровой. Возможность устроить домашний лазертаг, совместить оффлайн оружие с видео–игрой, пострелять, не выезжая в лес — нужно сделать такие развлечения доступными дома, если на них есть спрос. Реальное боевое оружие в этом плане выступит флагманом, символом, к которому хочется прикоснуться», — прокомментировал Дмитрий Тарасов.
Большое внимание уделили проблеме массовой кастомизации. Каждое изделие для гражданского рынка почти всегда разрабатывается с нуля — включая цевьё, приклады и магазины. При модификации образца ГСО под запрос военных, измениться может любая часть изделия, включая такие сложные части как ствольная коробка или затворная рама. Часто при этом уже проверенные временем конструкторские наработки могут даже не рассматриваться в качестве «доноров», что приводит к разработке очередной «вещи в себе» с дорогостоящим ТПП для новых деталей. В результате в номенклатуре предприятия появляется огромное множество модификаций какого–то одного карабина, КД на несколько изделий, которые отличаются только обвесом, а сам процесс разработки требует значительных средств и времени.
Помимо этого, на каждую новинку от «Калашникова» рынок реагирует выпуском элементов тюнинга и аксессуаров. Однако поскольку такие партии невелики, они имеют высокую оптовую цену. Высокая цена в сочетании с посредственным качеством подобных аксессуаров не даёт возможности «Калашникову» выстроить цепочку их перепродажи через сеть партнёрских магазинов.
Личный проект «Массовая кастомизация» предлагает решение этой проблемы: он направлен на то, чтобы при разработке новых решений использовались уже существующие интерфейсы для аксессуаров и магазинов изделий. Также проект предполагает отбор потенциальных поставщиков аксессуаров, изделия которых могли бы распространяться через сеть бренд–зон «Калашникова» в рамках программы «Kalashnikov Approved» («одобрено «Калашниковым»).
На защите проектов сектора БСО особое внимание уделили пилотному проекту «Виртуальная отработка изделия в формате «цифрового двойника». В условиях сжатых сроков на разработку и постановку на производство нового продукта вопросы обеспечения качества на ранних стадиях жизненного цикла становятся особенно актуальными, поскольку позволяют существенно снизить риски и финансовые затраты на этапах «Технологическая подготовка производства» и «Производство». «Виртуальная отработка» — это, по сути, проведение серии инженерных расчётов, которые направлены на выявление и устранение недостатков конструкции, а также подтверждают соответствие изделия требованиям безопасности, надёжности, назначения, эргономики и собираемости. «Виртуальная отработка» позволяет уменьшить количество проблем, связанных с корректировкой технологии, повторным изготовлением технологической оснастки или корректировкой управляющих программ. По большому счёту это и есть создание того самого «цифрового двойника», который приближает нас к «Индустрии 4.0» — управлению жизненным циклом продукта с применением современных цифровых технологий. В качестве пилотного изделия выбран пистолет ПЛК, который скоро будет запущен в серийное производство.
«Это совместный проект двух площадок, Концерна «Калашников» и Ижевского механического завода, который выполняется с использованием имеющихся у нас возможностей и инструментов цифрового моделирования работы изделий, без привлечения внешних ресурсов. Наша задача — отработать процесс взаимодействия внутри команды разработчиков, расчётчиков и технологов», — сообщил заместитель главного конструктора по науке Константин Сермягин.
«Для достижения цели пилотного проекта и распространения этой практики на другие изделия необходимо подтвердить эффект у технологов и производства», — прокомментировал Дмитрий Тарасов.
Кроме того, на встрече рассмотрели проекты, посвящённые синхронному потоку, трансферу технологий, методике оценки экономической целесообразности разработки изделий на стадии технического проекта, обсудили вопросы трудоёмкости конструкторских работ при выполнении НИОКР по ГОЗ и привлечения для этих целей внешних средств, а также снижение затрат на проведение испытаний и вопросы привлечения внешних производителей к цепочке производства и поставок. |